Василий Андреев: «Дизайнер не художник»

  • 6 июня 2012

В июле в Британской Высшей Школе Дизайна запустится первый летний интенсив по дизайну упаковки. Куратор курса и член жюри PART Awards Василий Андреев согласен, что обучить этому ремеслу за неделю невозможно. Зато можно прицельно выстрелить по главным иллюзиям новичков, спустить молодых дизайнеров с небес в реальность взрослого рынка и подготовить к выводу макета в производство.

Василий Андреев куратор курса БВШД
С моей точки зрения, весь дизайн — ровно такая же структуризация данных, как в бухгалтерии. Поэтому основная задача дизайнера – научиться структурировать гигантское количество информации, которое передает ему клиент.

Дизайну упаковки невозможно обучить за неделю. Дизайн упаковки — одна из самых сложных дисциплин: у вас примерно 13 000 слов, которые необходимо разместить на небольшом объекте. Основная проблема — неспособность перенести всю необходимую информацию из брифа на упаковку и вместе с тем продать это финальному потребителю. По сути, наша задача снять художественный фильм, уместив его на площади 10х10 сантиметров.

упаковка детского питания

Дизайн упаковки – Наталия Чеботарь, БВШД.

Студенческие работы часто оторваны от реальности. Происходит это потому, что в России нет производства. Соответственно, у студентов нет столкновения с реальными производителями; они делают работы, которые невозможно произвести, потому что не знают особенностей и возможностей предприятия.

Если мы не будем формировать и готовить этот рынок, то, когда появится производство, дизайнеры и другие специалисты будут просто не готовы к этому. Я слышал одну хорошую историю от директора литовского агентства Ogilvy: «У нас не осталось дизайнеров, они все уехали, так как не было производства. И вот когда у нас начался шквал проектов по дизайну упаковки из Литвы и Латвии, у нас не оказалось людей, которые могут это сделать». Парадоксальная ситуация: раньше не было проектов – были дизайнеры, теперь наоборот.

упаковка детского питания

Дизайн упаковки – Костя Кислейко, БВШД.

На данный момент ключевой клиент для packaging design — это, конечно, транснациональные компании, которые постоянно что-то выводят на российский рынок и нуждаются в дизайне упаковки.

Несмотря ни на что, нам надо продолжать «бомбить» территорию, обучая этому виду дизайна. Для того чтобы студенты вернулись в свои города и перенесли знания о том, как функционирует взрослый рынок. Или же второй вариант: пусть уезжают за границу, но с тем условием, что потом вернутся домой и передадут эти знания. Я очень надеюсь, что все может измениться.

Я упаковкой начал заниматься во время своей учебы в Швеции. Отправился туда в 2000 году, когда мне было уже 37 лет. Моей задачей было обновить диплом, узнать о новых технологиях, вернуться в профессию на более высоком уровне. Я пошел на факультет Industrial design, ведь до этого учился в Минске именно по этой специальности. Во время обучения у нас было много совместных проектов со шведскими компаниями IKEA, Saab, Electrolux, Volvo и т.д. Мне удалось стать одним из лучших студентов по простой причине — я был сильно мотивирован на получение знаний в области новых технологий. Диплом я писал в компании SCA Hygiene Products на тему Mobile dispenser for home living, и там впервые столкнулся с упаковкой.

Упаковка минеральной воды – плоская бутылка

Дизайн упаковки – Лена Савилова, БВШД.

Как сказал Леонид Фейгин: «В России не российский дизайн, а азиатский». Нет плохих тенденций или какого-то дурного тона, есть культурные тенденции, которые дизайнер упаковки должен учитывать. Например, упаковка сигарет «Русский стиль» состоит из множества элементов и золотой краски: это то, что нужно нашему рынку и покупателям. Основная ошибка дизайнера заключается в том, что он думает, что его  «офигенный дизайн» будет сам себя продавать. Это не так. Продукт будет продаваться только, если дизайнер будет работать в связке с маркетологами. Дизайнер — не художник. Художник – тот, кто сделал что-то, что отвечает его внутреннему состоянию. А дизайнер должен решать проблемы и задачи клиента.

Именно об этом я буду рассказывать на курсе. Постараюсь избавить дизайнеров от детских иллюзий, научу выводить дизайн в производство. У нас, например, будут мастер-классы по препрессу, это одно из слабых звеньев в работе дизайнера. Дизайнер должен понимать, почему печатная машина не может воспроизвести его макет. Будет также целый учебный модуль «Проектирование», в котором я объясню, как проектируются вещи за границей, почему они получаются там и не получаются у нас. Очень важно дать понимание, что не каждый дизайн можно перенести в продукт. Не саму идею, а техническое исполнение.

упаковка кофе с иллюстрацией

Дизайн упаковки – Александр Холевин, БВШД.

Большую часть интенсива будем работать с брифами реальных компаний, которые уже отработаны, либо находятся в рамках research development. Курс закончится финальной работой, которую мы перешлем в зарубежную компанию, какую, я пока не афиширую. Но есть договоренность, что специалисты этой компании пришлют свой фидбек. На моей практике были случаи, когда студенты предлагали блестящие идеи, впоследствии они дорабатывались и воплощались в жизнь. Компании ищут любые конкурентные преимущества, маленькое изменение может увеличить прибыль в несколько десятков раз.

Создание упаковки — командная работа дизайнеров и бренд-менеджеров. У нас в шведской компании было очень строго: дизайнер не критикует маркетинг, маркетинг не критикует дизайнера, все делается в команде. Поэтому я бы хотел видеть среди учащихся и тех и других. Для бренд-менеджеров будет важно участвовать в проектных группах, понять, как правильно направлять работу и объяснять свою задачу. Чтобы не делать кальки с иностранных проектов, а анализировать, применимо ли это к российскому рынку или нет.

Вам понравится


  • Хотел было с тобой поспорить, а потом подумал — зачем?

    • Андрей,давай мнение! Согласие или несогласие — нужно понять,что хочешь сказать,верно?
      Именно это важно.

  • Соня

    Друзья, но скажите, существует ли, планируется ли заговор артельщиков с целью воспитания заказчика, или шут с ним, топор ему в спину, лишь бы сильно не мешал и вовремя платил по счетам? Где ты, где ты, борец с варварской роскошью? Неужели советская продавщица из мясного отдела районного универсама вдохновив кого-то в очереди сантиметровой ширины обручалкой на своём пальце, родила этот самый русский стиль и определила ему бессмертие?

    • Соня,клиента не нужно воспитывать (моё мнение). Его рынок воспитает сам: не будут покупать. Хотя раньше я считал верным вариант «а давайте его воспитаем,расскажем и объясним!»

      • Соня

        ОК. Начну с себя.

Подать работу

Расскажите нам о своем дизайне, и мы расскажем о нем миру

captcha

Осмысленно заполненные поля повышают шанс на публикацию
Сила в деталях - поделитесь ими!

Submit project

Tell us about your design and we'll tell the world about it

captcha

Meaningful filled form increases the chances of publication.
Strength in details - share them!