Надя Паршина: «Потребителя надо воспитывать»

  • 22 июля 2011

На аверсе фриланса – творческая свобода, привычный график и независимость. На реверсе – прогрессирующая прокрастинация, размытые сроки и гонорар с оттенком лотереи. Новая героиня «Новых русских», свободный дизайнер и арт-директор Надя Паршина доказывает, что при правильном подходе монета выпадает так, как того требуют амбиции. Крупные заказчики, отборные проекты, профессиональные подрядчики, публикации в блогах и престижных сборниках – всего этого Надя добилась, уйдя из студий на вольные хлеба. На деле ее свободный график не такой уж и свободный (тем более что последние два года Надя работает как ИП) – но точно более комфортный, чем будни наемника.


2D-мышление – единственное противопоказание к занятию упаковкой.

Главная особенность упаковочного дизайна – ориентация на производство. Где-то на подкорке всегда лежит мысль, что твою идею потом будут отливать из стекла, вырезать из картона или еще каким-либо образом производить в гигантском количестве – 10, 20, 50 тысяч единиц… Это, конечно, накладывает некоторые ограничения, но тем интереснее находить выход.

Очень многое в этой области завязано на знании материалов, технологий, на «как-это-делается». Нужно не просто нарисовать красивую картинку, но и придумать, как ее напечатать, оттеснить, отлить из пластика, чтобы это смотрелось еще лучше, чем на мониторе. Мне очень нравится, что это такая многоуровневая работа: проект рассматривается с точки зрения не только эстетики, но и удобства в производстве, транспортировки, мерчендайзинга и так далее. Все это, безусловно, тесно пересекается с промышленным дизайном – невозможно придумать упаковку в отрыве от объема.

Несъедобное-непитейное делать не люблю. Невкусно!

Мне интересно заниматься вином. Там огромный исторический пласт, традиции накладываются на технологические особенности. Очень увлекательно с этим разбираться. Например, в каждом регионе Франции исторически сложилась своя форма бутылки, и не потому, что она кому-то больше понравилась, а из-за особенностей хранения каждого сорта вина. Такие мелочи очень важны, когда разрабатываешь дизайн для классического вина, с историей.

В первый раз я столкнулась с упаковкой во время учебы в Британской школе дизайна, на курсе визуальных коммуникаций. Для курсовой можно было выбрать из нескольких вариантов: ножи, печенье, гуталин и прочее. Я выбрала вино, и не жалею до сих пор. Я вдруг окунулась в такой увлекательный мир, полный своих правил, особенностей и радостей, – что вместо одной концепции к курсовику у меня получилось сразу три.

С этого все и началось. Поработала в нескольких студиях, специализирующихся на упаковке, и 2 года назад ушла на фриланс. У меня была очень веская причина – причина весила тогда почти 3 кг и имела рост 52 см.

Насколько я знаю, регистрация в качестве ИП – явление среди фрилансеров довольно частое. Что она дает? Во-первых, безопасность: с договором, предоплатой и безналичными расчетами гораздо меньше шансов натолкнуться на нечестных людей, скажем так. Во-вторых, организациям удобнее работать со мной официально, платить по безналу – с наличкой все гораздо сложнее. И в-третьих – другое отношение заказчиков: больше доверия.Да, мне нужно выделять время на договоры-акты-налоги, но когда разберешься с этим, все не так страшно. Зато нет необходимости ездить к заказчикам за деньгами, нет проблем с налогами и налоговыми органами.Сама регистрация занимает неделю – это официальный срок. У меня так и было: пришла, отдала документы, через неделю приехала, получила. Затем нужно съездить еще в пару мест – и все, вы свободный предприниматель.

К процедуре готовилась в основном с помощью инструкции от Алексея Дружинина, за что ему большое спасибо. Если что, бухгалтерию я веду он-лайн – на сайте moedelo.org. Там тоже помогают советами.

«Свободный арт-директор» – не парадокс. Если я могу придумывать концепции, держать под контролем проект, придерживаться брифа, выбранного направления, общаться и контролировать процесс у нанятых специалистов – какая разница, работаю я в агентстве или нет?

С чем-то я полностью справляюсь сама. Но иногда понимаю, что для достижения наилучшего результата нужно отдать иллюстрацию – художнику, текст – копирайтеру и так далее. Есть прекрасные профессионалы в своей области, которым я могу доверить какой-то участок работы, если это необходимо.

Самое сложное для меня на фрилансе – это отсутствие профессионального общения. Я один на один с проектом, и нет никого, кто бы пришел и свежим взглядом на все это посмотрел. Когда чувствую, что назрел такой момент, собираюсь в гости к друзьям-дизайнерам, обсуждаю с ними – обычно помогает.

Главный отвлекающий фактор – это дети. Но благодаря тому, что я сама планирую свой день, я нахожу время и с ними пообщаться, и поработать – правда, чаще, когда они спят.

Что касается проблем с самоорганизацией – это не ко мне, я трудоголик. Меня наоборот надо вытаскивать из-за компьютера. Я веду ежедневник, в который заношу все работы, которые планирую на день или на какой-то более долгий срок. В планировании своего времени меня очень вдохновила книга Яны Франк «Муза и чудовище».

Когда про какую-то работу уже можно рассказать, я рассылаю письма с описанием в основные новостные блоги по упаковке. Иногда после публикаций появляются новые заказчики, иногда приходят просьбы об участии в какой-то книге – сборнике работ. Собственно, первые серьезные клиенты так и появились.

Иногда бриф выглядит так: «Мы хотим выпустить вот это, но возможности у нас только такие. Помогите – что тут можно придумать?» Так что простор для творчества, как правило, огромный. Но небольшая вероятность, что заказчик передумает и решить придержать проект года на два, есть всегда.

В портфолио я могу размещать только те работы, которые вышли на полки магазинов. Из них у себя я публикую только те, что мне нравятся. Очень много хорошего остается «за кадром» – или непринятые концепции, или завершенные проекты, которые так и не дошли до производства… Концепт мне удалось продать только один – вино, в США. Что там с ним, к сожалению, мне неизвестно.

Про тендеры я обычно узнаю от заказчиков. В бесплатных тендерах не участвую – как правило, нет на это времени, а по остальным – смотрю, интересная задача или нет.

Цветочки-розочки-стразики, «Единая Россия», неадекватные заказчики, а также те, кто желает все сразу и подешевле, – до свидания.

Периодически меня зовут в студии. Честно говоря, иногда хочется опять «в коллектив», но в положении наемника столько минусов, что я пока не готова пожертвовать свободой.

Лучше всего авторский стиль видно в работах, которые дизайнер делает для себя, – в концептах. У некоторых это особенно чувствуется – я, например, всегда узнаю дизайн Димы Вальдта. А многие придерживаются такой размытой стилистики масс-маркета, чтобы было «вкусно»: там, конечно, свой стиль никак не проявить.

На свои работы я не могу смотреть отвлеченно – слишком все это близко. Со стороны виднее.

Очевидно, что ситуация с упаковкой хуже всего там, где меньше денег. У компаний, занимающихся алкоголем, например, есть средства на хорошие студии и хороших дизайнеров, там все неплохо. А вот в молочном сегменте много ужасного.

Как ни парадоксально, многие привыкли думать, что «плохой дизайн» – признак того, что производитель делает все сам, а значит, и продукт у него более натуральный. То ли это следствие 90-х, когда хороший дизайн был только у очень дорогих вещей, то ли следствие дурного вкуса, то ли того, что все-таки мы азиаты, – сложно сказать. Некоторые производители пользуются этим осознанно, а некоторым просто страшно что-то менять, раз и так продается… Особенно это чувствуется в лоу-кост, там вообще кошмар.

Потребителя (а зачастую и производителя) надо воспитывать, я в этом убеждена. Появляются понемногу очень хорошие работы, их все больше. Все больше заказчиков отказываются делать дизайн «как у всех» – мне это нравится.

 

Иллюстрации взяты с сайта Нади Паршиной.

Вам понравится


There are 6 comments

Add yours
  1. Anna Korsun

    Говорят, мозг человека «заточен под гармонию», и то, что он к N годам начинает воспринимать визуальный беспредел нормально — результат совершенно очевидных факторов. Не могу не согласиться: потребителя надо уважать (воспитывать :)) — представлять ему качественный дизайн.
    Надежда, спасибо, прекрасные работы.
    И ещё…действительно, вино — бесконечная тема, это целая Вселенная. )
    Успехов!


Post a new comment

Подать работу

Расскажите нам о своем дизайне, и мы расскажем о нем миру

captcha

Осмысленно заполненные поля повышают шанс на публикацию
Сила в деталях - поделитесь ими!

Submit project

Tell us about your design and we'll tell the world about it

captcha

Meaningful filled form increases the chances of publication.
Strength in details - share them!