Здравствуй, дерево

  • 6 июня 2011

«Я не уважаю дерево. Я уважаю пластик, поскольку это продукт человеческого разума». Так говорит небожитель Филипп Старк. А простые смертные дизайнеры редко работают с деревом по той же причине, по которой люди не часто делают друг другу полосные операции. В отличие от других материалов, у дерева есть сосуды, лучи и волокна, а также порода, родина и характер – подвластный не разуму, но прежде всего рукам и интуиции.

Греческий дизайнер Атанасиос Бабалис заставил лист дубовой фанеры сделать то, что от него меньше всего ожидаешь: изогнуться волнообразно, не сопротивляясь притом анатомическому строению породы. По крайней мере, такое впечатление производит 3D-портрет концепта, успевший обойти многие профильные блоги и получить самые высокие оценки.

Бабалис всю жизнь занимается конструированием и созданием деревянной мебели. Его первый упаковочный проект – тоже отчасти мебель. Каждый дубовый футляр для вина – это модуль винной стойки (или даже охлаждающего шкафчика), в который помещается одна, две или три бутылки. Почему дуб, понятно: потому что в основе идеи упаковки – винная бочка.

Ценна в этом проекте, конечно не только практичность (вину темно, покупателю удобно), но и оригинальность. Волнообразные кейсы – космический шаг прочь от унылых пеналов. Реально ли сделать этот шаг в России?

«У нас мало кто занимается гнутьем дубовой фанеры, – говорит Андрей Степанов, специалист компании DREV-BOX, производящей упаковку из дерева. – То есть найти в Москве похожие изделия можно, но это будет так называемый гибкий шпон. А в наших цехах изготавливается упаковка из массива дерева стандартным методом (усушка кряжей, распиловка, шлифовка, если необходимо – токарные работы, затем тонировка, эмаль, покрытие лаками и тому подобное). И это всегда упаковка «правильных» форм».

«What the pack?!» попросил прокомментировать греческий концепт Алеста Рукова – дизайнера, изобретателя деревянной компьютерной мышки. Полностью деревянной, до последней пружины. Техничной проработкой и благородным, очень теплым исполнением этот проект Рукова в свое время потряс сначала искушенных промдизайнеров с Behance.net, а потом и из студии «Yanko Design».

«С массивом дерева так никто не работает. Точнее, мне не известны такие примеры. Даже если теоретически сделать матрицу и пуансон, где-то (где?) найти достаточную по размерам доску и напилить заготовок (в таких размерах – будет трудной задачей), согнуть (здесь много вопросов) и зафинишировать (лак, масло или воск), то все равно я не рискнул бы предсказать, как поведет себя изделие в реальной жизни, с учетом климатических изменений. Кажется, это очередной красивый рисунок дизайнера, мало имеющий отношение к реальности…

Что касается «дубового футляра», то в такой ситуации реальнее фанера. Хотя про дубовую
фанеру я не слышал, но все возможно. Можно сделать основу из любой фанеры, обклеить дубовым шпоном и назвать все это «дубовым футляром» – хотя работа будет очень сложной и дорогой. Да и не всякую фанеру так согнешь. В любом случае, нужно делать сложное вспомогательное оборудование и в станочном парке иметь хороший пресс.

В реальности предмет из массива или из фанеры будет иметь совсем другой рисунок колец (то есть внешний вид), но это можно отнести к огрехам визуализации.

Теперь что касается формы. Для работы с изогнутыми формами любой отечественной (да и иностранной) компании нужно вспомогательное оборудование, индивидуальное для каждого заказа. Не всякий заказ способен окупить его производство.

Если кратко, то данная упаковка создана для демонстрации креативной мысли дизайнера и победы в многочисленных конкурсах дизайна. Для производства без доработок она не предназначена. Я посмотрел его остальные работы – все достаточно реально и тривиально по технологиям изготовления.

Утопические концепты делают и большие автомобильные фирмы. Это некое видение – куда стремиться и в каком направлении думать. Также это реклама, привлечение внимания и тому подобное.

Конечно, остается вариант, что он разработал какую-то новую технологию. Это будет видно по реальному воплощению концепта в жизнь. Поживем – увидим».

Чем интенсивнее развиваются инновационные материалы, тем дальше в люкс уходит упаковка из дерева. Деревянный сундук, ящик, ларец – это, прежде всего, недешевое промо или сувенир limited edition.

Отдельная область – парфюмерия. Деревянные детали флаконов, иногда вырезанные вручную, как в случае с «Shigenobu Twilight», заставляют людей признаваться: «Я хочу этот парфюм, как бы он ни пах!». То же с «He Wood», хотя рама, в которую заключен флакон, отсылает к грубо сколоченным ящикам, в которых поставляется канадский кленовый сироп.

Часто в дерево пакуют диски…

…и нечасто – драгоценности.

Важные мелочи, которые так приятно держать в руках.

Сыры, сигары и, конечно, вино.


Вам понравится


There are 2 comments

Add yours

Post a new comment

Подать работу

Расскажите нам о своем дизайне, и мы расскажем о нем миру

captcha

Осмысленно заполненные поля повышают шанс на публикацию
Сила в деталях - поделитесь ими!

Submit project

Tell us about your design and we'll tell the world about it

captcha

Meaningful filled form increases the chances of publication.
Strength in details - share them!