Как составить бриф на разработку логотипа

  • 13 мая 2015

Плохой бриф — плохой дизайн, хороший бриф — хороший дизайн. Стала ли эта профессиональная максима вашей мантрой или пока нет, — почитайте свежие правила составления грамотного брифа от эксперта профессионального ресурса LogoLounge Иена Педжета (Ian Padget), которые WTP публикует с разрешения автора.

Будучи шефом мини-студии Logo Geek, специализирующейся на разработке логотипов и айдентики бренда, Иен как никто другой знает, как редко встречаются клиенты, готовые сразу предоставить толковое техзадание. В большинстве случаев заказчики не знакомы с организацией дизайн-процессов, так что по ходу работы их приходится направлять и обучать — в том числе и при подготовке брифа.

 

Что такое бриф?

Бриф — это набор инструкций, которые очерчивают контуры желаемого результата работы.

У брифа на дизайн логотипа нет общепринятого формата, но все брифы подчиняются одной цели: сформулировать задачи проекта так, чтобы вы понимали, что рисуете и почему. И, что важнее, чтобы дизайнер и клиент имели общее видение показателей, которым должен соответствовать конечный результат.

Прежде чем составить бриф, вам нужно разобраться в сути бизнеса клиента, его конкурентах и целевой аудитории.

 

Понимаем бизнес

Я предпочитаю высылать клиентам анкету, после заполнения которой, если требуется, мы проговариваем детали. Есть вопросы, на которые сложно ответить сходу. Анкета дает клиенту возможность подумать, поднять дополнительную информацию, проконсультироваться с другими участниками проекта.

Я сверстал вопросник в InDesign, экспортировал его в PDF и сделал форму интерактивной в Adobe Professional. Такой метод дает больший контроль над дизайном, чем Word, а результат выглядит гораздо профессиональнее. Но на случай, если клиенту неудобно работать с PDF, у меня есть вордовский вариант.

Первый лист моей анкеты:

Первый лист анкеты Logo Geek

Например, я спрашиваю:

  • Как называется компания?
  • Есть ли тэглайн или слоган, который может быть вписан в лого?
  • Какие товары или услуги вы предлагаете?
  • Сколько лет существует компания?
  • Сколько в ней сотрудников?
  • Кто ваши конкуренты?
  • Что отличает вас от ваших конкурентов?
  • Есть ли у вашего бизнеса особая история?
  • Есть ли какие-то визуальные образы, ассоциирующиеся с вашим бизнесом или его спецификой?
  • Каким будет ваш бизнес через 5 лет?
  • Что важно для ваших клиентов? (Какой образ жизни они ведут? Что приносит им удовольствие? Какие бренды они потребляют?)
  • Какие проблемы аудитории решает ваш продукт/услуга?
  • Как аудитория получает информацию о продукте, организации, услуге?
  • С какими словами ваша аудитория должна ассоциировать вашу компанию?
  • В целом, какие логотипы и бренды, на ваш взгляд, импонируют вашей аудитории?
  • Какие имеются предпочтения и противопоказания в отношении дизайна?

Иногда ответ рождает дополнительные вопросы, которые можно прояснить в ходе разговора.

Некоторые собственники дают в анкете очень общую информацию или ограничиваются односложными ответами. В таком случае обязательно обговорите все детали лично.

 

Определяем цели логотипа

На основе собранной информации составьте список целей, которые должен достичь логотип. В таком списке удобно ориентироваться, его легко править, если клиент окажется с чем-то не согласен. Он также работает как чек-лист, с которым можно сверяться по ходу, и референс, на который можно ссылаться при презентации логотипа.

 

Пример брифа на разработку логотипа

Ниже пример брифа для Minternet — соло-студии фриланс-дизайнера Майка Мунро. Обратите внимание, что пункты охватывают и сам бизнес, и его целевую аудиторию, и персональные предпочтения заказчика.

  • Создать логотип для Minternet Web Design
  • Где необходимо, использовать слоган «Fresh, Clean, Crisp Web Design»
  • Представить надежного подрядчика в сфере веб-дизайна и разработки с прозрачными и честными услугами
  • Представить дизайнера, который поддерживает индустрию и развитие сообщества
  • Если возможно, представить его как компетентного специалиста, который всегда открыт к обсуждению, прислушивается к клиентам, уважает их вклад и идеи
  • При необходимости использовать уникальную персональную историю — архитекторское образование Майка
  • Дизайн должен быть простым, элегантным, чистым и минималистичным, чтобы соответствовать слогану компании
  • Дизайн должен отвечать потребностям заказчиков, преимущественно частных лиц, которые ищут полный спектр услуг по приемлемой цене
  • Дизайн должен хорошо работать как в вебе и соцсетях, так и в офлайновых промо-материалах
  • Дизайн не должен быть громким, ярким или перегруженным
  • Насколько возможно, дизайн должен ассоциироваться со следующими словами: профессиональный, дружелюбный, амбициозный, современный, креативный, увлеченный, знающий и талантливый
  • Фокус на «внимание к деталям» — специфику творческого метода студии

Логотип компании Minternet
Узнать больше о процессе разработки логотипа Minternet можно в блоге LogoGeek.

 

Дизайн-бриф — это важно

Если бриф составлен плохо — даже если дизайн, на ваш взгляд, хорош, — работу скорее всего завернут, просто потому что вам не удалось понять, что требовалось от логотипа.

Вот почему так важно снять с клиента всю необходимую информацию. В противном случае винить в отказе можно только себя.

Хороший бриф даст отправную точку для исследования рынка, аудитории и подбора референсов, подкрепит ваши аргументы при презентации. Ваш дизайн с большей степенью вероятности понравится клиенту и, что важнее, будет эффективнее работать в реальном мире.

Вам понравится


  • Vyacheslav Lukoshin

    Еще стоит уточнить у клиента, как и куда он этот логотип собирается пристроить. Если на сайт — неплохо бы сочетать с цветовой гаммой этого сайта, а если думает наносить на одежду и сувениры — тоже надо учесть особенности. Например, для вышивки следует избегать градиентов: http://www.promvishivka.ru/logotip.html