5 вещей, которым вас научит работа с деревом

  • 17 октября 2016

Большую часть жизни миланский промдизайнер Мауро Савольди работает с деревом, берясь за самые неожиданные заказы. Сто пятьдесят деревянных шляп для старейшей шляпной компании. Коллекция мотоциклетных бензобаков из ореха для байкерского кафе. Сюрреалистическая инсталляция из точеных морских гадов для производителей соуса по древнеримским рецептам. Аппетитные и совершенно несъедобные эскимо из разных пород для производителя часов.

Мауро не только активно сотрудничает с незашоренными брендами вроде Nixon или Cappellificio Cervo, он также много выставляется в Италии и за ее пределами и успешно продает свои дизайн-объекты под брендом Johnny Hermann.

У его плодовитости как минимум три причины. Во-первых, умение обращаться с деревом и понимание возможностей производства значительно сокращает путь от цифрового концепта до реального объекта: Мауро всегда знает, какой должна быть рабочая идея и сколько сил, времени и денег потребует ее воплощение. Во-вторых, по признанию Мауро, дизайн для него — абсолютно естественный язык, которым намного проще, чем словами, передать воспоминания, чувства или истории. И в-третьих, уже 23 года самые трудоемкие, странные и дерзкие проекты он перепоручает своему бесстрашному альтер эго — Джонни Херманну (и вы так тоже можете).

По просьбе What the Pack Мауро Савольди назвал пять полезных навыков, которые работа с деревом может дать графическому и бренд-дизайнеру.

Mauro Savoldi

Мауро Савольди (Mauro Savoldi)

Понимать возможности материала

Для тех, кто привык работать перед монитором, где все совершенно, но не реально, может быть невероятно полезным опыт, полученный при работе своими руками. Я заметил, что когда графические дизайнеры воспроизводят деревянную текстуру, они часто забывают о том, что расположение волокон дерева имеет не только эстетическое, но и структурное значение. Зная, как обрабатывают настоящее дерево, можно избежать таких фактических ошибок и сделать проект более гармоничным и убедительным.

Лучший способ познакомиться с материалом — это взаимодействовать с ним. Со временем ты понимаешь, какие инструменты и рабочие техники выбирать для конкретного результата. В каждом этапе свои трудности, но, пожалуй, самое сложное — понять, что в процессе обработки дерево неизбежно теряет часть своих эстетических свойств, — которые ты, впрочем, отыщешь в нем снова, когда произведение будет готово.

Дизайн упаковки штопора

Дерево подчиняется, скорее, интуиции и мастерству, чем интеллекту. Это именно что интуитивно понятный материал: он сам покажет тебе, как с ним работать, он ведет тебя за собой. Но чтобы это услышать, нужны базовые навыки, которые со временем совершенствуются, если много практикуешься. Ну, или хотя бы скромно наблюдаешь за великими мастерами-ремесленниками.

У деда была небольшая мастерская, где он вытачивал штативы и другие штуки, которые были нужны в его работе фотографа. Ребенком я любил проводить там время, был очарован самой возможностью создавать различные предметы. А еще меня привлекала структура древесины, всегда такая разная, и ее успокаивающий запах, который наполняет тебя, пока ты работаешь.

Понимать, когда использование материала оправданно

Один клиент мне сказал: «Купить твою работу — все равно что найти на пляже камень особой формы. Ты знаешь, что больше ни у кого такого нет». Для меня это обычно основной аргумент в пользу упаковки из дерева: чтобы убедить клиента вложиться в ее производство, я объясняю, что даже при серийном производстве она всегда будет уникальной, — в отличие от любой другой. Но в некоторых случаях я буду первым, кто посоветует иные материалы.

Дизайн упаковки линейки

Дизайн упаковки линейки

Дизайн упаковки сувенира

Дизайн упаковки сувенира

Филипп Старк сказал: «Я не уважаю дерево. Я уважаю пластик, потому что он — порождение человеческого разума». Старк, безусловно, гений, но не могу сказать, что согласен. Я думаю, вполне справедливо уважать материал как творение человеческих рук. Справедливо уважать тех, кто его создал. Но я не вижу смысла ценить что-либо только за то, что оно придумано человеком.

Что совсем не достойно уважения, так это то, насколько безответственно сейчас используют пластик. Кроме того, этот материал очень неэстетично стареет. К пластику следует прибегать только в том случае, когда его качества и особенности действительно оправдывают то, что он будет разлагаться тысячу лет.

Разрабатывать упаковку в гармонии с продуктом

Лично для меня дизайн упаковки — способ придать объекту дополнительную ценность, сделать его более завершенным. Я с самого начала продумываю, какая упаковка пойдет продукту, как она будет открываться, как будет ощущаться в руках, когда ее купят или вручат.

Выбор материала всегда зависит от того, что мы хотим рассказать о продукте. Дерево передает некоторую интимность: мы как будто приглашаем заглянуть в тайный ящик, узнать, что там спрятано. Ты словно открываешь найденный в старом доме сундук. Поэтому и внутри должно оказаться что-то подлинное, настоящее.

Дизайн упаковки игрушек

Дизайн упаковки игрушек

Это работает и для высокотехнологичных продуктов — как способ приблизить их к человеку. Но упаковка здесь должна быть тщательно продуманной, сделанной из ценных пород дерева. А например, в случае с очень дорогим виски передать ощущение традиционного производства сможет и упаковка из пород попроще — в сочетании с ярким, заметным названием бренда.

Дерево — целый мир. Каждый раз, начиная новый проект, я узнаю что-то, чего не знал раньше. Это материал с очень древними традициями — и, наверное, это делает его таким понятным для людей. В коллективном бессознательном дерево — нечто очень близкое, личное. Даже самые простые породы передают это чувство тепла и безопасности. Отчасти именно поэтому деревянная упаковка всегда делится с продуктом своим характером, придает ему завершенность, душевность.

Дизайн упаковки часов

Дизайн упаковки часов

Дизайн упаковки сувенира

Использовать осязание как инструмент эмоционального воздействия

Для графического дизайнера невероятно важно научиться «чувствовать форму». Осязание — это важный инструмент воздействия: каждому из нас доводилось, прикоснувшись к предмету, неожиданно испытывать удовольствие. Думаю, хорошим подспорьем здесь может стать умение переносить это чувство из реальности — на свой текущий проект. Или хотя бы периодически представлять, как держишь в руках готовый продукт, прислушиваться к ощущениям.

Не бояться экспериментировать

В поиске клиентов эффективнее всего работает интернет: когда необычный проект привлекает внимание, о нем начинают писать в блогах, твое имя на слуху, и ты получаешь больше возможностей для работы. Еще очень помогает участие в различных выставках дома и за рубежом: так, например, на меня вышел Nixon. Мои работы выставлялись в Галерее искусства и дизайна в Санта-Монике, в Калифорнии. Один из менеджеров увидел деревянное эскимо и предложил создать упаковку для специальной коллекции часов Nixon — для мероприятия, не для широкой продажи.

Дизайн упаковки часов

Дизайн упаковки сувенира

Дизайн упаковки часов

Дизайн упаковки часов

Дизайн упаковки часов

Когда мне было семнадцать, я работал поваром в ирландском пабе в своем городе. Я часто надевал форменную рубашку, на которой было вышито «Джонни», а иногда — «Херманн». Так я и стал Джонни Херманном (даже мама моей девушки так меня звала!) Потихоньку жизнь изменилась, а имя осталось, и я начал подписывать им свои работы. Скажем так: где Мауро Савольди боялся ошибиться, Джонни не отступал перед трудностями.

Дизайн катаны

Дизайн сувениров

Дизайн сувениров

 
Иллюстрации — из портфолио Мауро Савольди.

Вам понравится


There are no comments

Add yours

Подать работу

Расскажите нам о своем дизайне, и мы расскажем о нем миру

captcha

Осмысленно заполненные поля повышают шанс на публикацию
Сила в деталях - поделитесь ими!

Submit project

Tell us about your design and we'll tell the world about it

captcha

Meaningful filled form increases the chances of publication.
Strength in details - share them!