«Вилла Курица»: свободу детям!
В последний раз мы виделись с выпускницей БВШД, дизайнером Машей Романовой-Пермяковой на встрече Take PART, организованной WTP, — тогда Машина дочка Майя оказалась самым юным участником нашей тематической вечеринки (и, возможно, самым юным спикером по теме упаковочного дизайна в принципе). Сейчас Майе три, и пока она учит алфавит по нарисованным мамой буквицам, Маша вместе с подругой и единомышленницей Аней Грачевой запускает детскую творческую студию «Вилла Курица» (названную в честь удивительного ветхого дома, в котором Астрид Линдгрен поселила Пеппи Длинныйчулок).
Сбор средств на открытие студии на площадке Planeta.ru идет полным ходом, в поддержку акции партнеры выступают на радио, подробно и убедительно расписывают неизбежные рифы краудфандинга (почитайте обязательно). А медиа-проекту What The Pack Маша Романова-Пермякова рассказала о том, в каком конкурентном пространстве запускается новая студия и какие арт-приключения в ней ждут детей (будет и Поллок, например).
Вдохновляясь детьми
— Мы начали с блога об искусстве и дизайне для детей — вдохновились дневником одного французского педагога, который описывает занятия в своей довольно большой творческой школе. На русском таких авторских аналогов мы не встречали (есть группы в соцсетях, где тысяча и один репост материалов для занятий, но это не совсем то). Вдохновляли нас и детские книги, и, конечно, сами дети: наблюдали за ними, смотрели, что им нравится, что нет, что вызывает восторг, а что скучно. Пришли к выводу, что самую бурную реакцию вызывает фантазирование. Даже название — «Вилла Курица» — мы выбрали потому, что Пэппи Длинныйчулок — наш идеальный герой: она и фантазерка, и бунтарка, вокруг нее приключения, пираты, сокровища… Дети обожают ее, потому что ей все можно.
Нам хочется, чтобы в студии царило именно такое настроение. И мы планируем привнести его не только в свои занятия, но и в пространство самой студии. Нашли очень симпатичных ребят из Wildwoods Design, которые работают с деревом и будут помогать нам с интерьером. Много всего уже напридумано на бумаге, но самое главное сейчас — найти помещение, чем мы и занимаемся.
Дети обожают Пеппи, потому что ей все можно
Признаться, рынок детских образовательных центров сейчас перенасыщен. Есть проекты, где удалось объединить самые разные занятия, от математики до творческих и познавательных курсов. Например, школа развития «Маяк», в которой мы с Аней уже несколько лет работаем: там и педагоги прекрасные, и дети с родителями довольны. А вот тематических творческих студий не так уж и много. Могу назвать, например, студию с архитектурным уклоном ArchiKids, где педагоги и руководители — профессионалы в области архитектуры; очень любим эту студию, подписаны во всех соцсетях. Действуют, конечно, и старые академические художественные школы с постановками натюрмортов и гипсовыми головами — мы с Аней сами через все это прошли. И все-таки, осмотревшись, мы не нашли на рынке того, к чему стремились.
Вдохновляя детей
Многие студии пишут, что на занятиях царит свобода. Но мне кажется, мы с Аней закладываем в это слово несколько другой смысл — для нас это не просто свобода творчества в широком понимании. Это и разговоры с детьми во время занятий, и совместные выставки, где все вплоть до музыкального сопровождения дети продумывают сами. Это когда у ребенка появляется идея — и ты понимаешь, что вмешиваться не стоит: она намного ценнее, чем все, что ты можешь подсказать.
Дети очень разные. У нас же, взрослых, уже есть шаблоны в головах. И подсказывая что-то в процессе творческой работы, мы просто неосознанно навязываем свой шаблон. Самое обидное, что, навязав свое, мы никогда не узнаем, что бы мог придумать ребенок. Поэтому в нашем понимании «свобода творчества» заключается в том, что мы вдохновляем детей, читая книги, рассказывая истории, показывая разные техники — а дальше каждый ребенок находит свой путь самовыражения.
Навязав свое, мы никогда не узнаем, что бы мог придумать ребенок
Помимо основных направлений — искусство, дизайн, керамика, графика и анимация — мы придумали еще несколько действительно специфических курсов. Например, Арт-садик — это 3 часа игр и занятий с детьми от 3 до 5 лет. В рамках этого курса мы запланировали и чтение сказок о разных художниках и художественных направлениях, и небольшие творческие занятия, и просто свободное время, когда дети будут играть самостоятельно в игрушки, сделанные нами и нашими друзьями своими руками. Мы не будем покупать игрушки в магазине, мы хотим, чтобы дети получали максимальную пользу от игр, а это возможно только если игрушки будут довольно простые. Если можно купить готовую детскую плиту в Икее или соорудить ее самому, мы предпочтем второе. Пусть она будет немножко кривая, но, во-первых, это уже не бездушная игрушка, а, во-вторых, она гораздо лучше разовьет фантазию, ведь остается еще, что додумать. Ну и конечно, мы надеемся, что такие игрушки будут провоцировать детей самих конструировать и делать что-то своими руками.
Еще одно направление — Арт-хаос — родилось довольно спонтанно, когда мы поняли, что даже на наших обычных занятиях дети все-таки ограничены рамками стола или пространства листа. Арт-хаос — это полное раскрепощение, непредсказуемый результат, экспрессия. Есть некоторые художественные техники, для которых нужны особые условия. Например дриппинг Джексона Поллока, где приходится размахивать кистью, разбрызгивая краску по листу, но не касаясь его. Вряд ли детям разрешат что-то подобное устроить дома. Поэтому мы с Аней и придумали месячный курс из 4 занятий, посвященный вот таким техникам.
Ну и мой любимый курс — Читай и рисуй. Очень хочу запустить его как можно скорее, он, наверное, самый умиротворяющий из всех. На нем мы будем читать книги о художниках, дизайнерах, скульпторах, архитекторах, а потом создавать работы по теме. Под книгами я подразумеваю не альбомы с репродукциями, а сказки, в которых мы сначала видим художника ребенком, как он гонится за бабочками, как он растет, как в итоге решает заняться живописью или скульптурой. То есть лекционный материал будет подан в виде сказки. Книги будут показываться на проекторе — это похоже на просмотр диафильмов. К сожалению, в России очень мало таких переведенных книг, зато англо- и франкоязычных — полно. Мы собираемся заказать эти книги на Амазоне, самостоятельно перевести, отсканировать и использовать на занятиях.
Школа выбора
По мне, так в каждом курсе очень много дизайнерского. Прежде всего, конечно, в направлении «графический дизайн», которое я веду. На занятиях каждый придумывает свой мир, прорабатывает его с разных сторон: придумывает транспорт и делает билетики на него, рисует флаги, гербы, монеты и бумажные купюры, делает паспорта, марки. В течение всего года мы ведем скетчбуки: всесторонне продумываем свое государство, зарисовываем все идеи в блокнотик. Само собой, я немножко рассказываю об истории создания флагов, о том, зачем они вообще нужны, — но всегда стараюсь подать информацию интересно, найти необычные факты, так что получается нескучно.
Но конечно, я ни в ком не воспитываю будущего дизайнера. Ни в учениках, ни в своей дочке. Я за то, чтобы давать детям возможности, но предоставлять им выбирать самостоятельно. Моя дочка с полугода начала рисовать на бумаге, на стенах. Сейчас ей очень нравится рисовать на себе — и красками, и фломастерами, и ручками… Я не против, мне не сложно ее отмыть, и стены мне не жалко, правда. Просто я понимаю, что ей это зачем-то нужно. В этом смысле на меня очень повлияли оба моих образования. От Бориса Владимировича Трофимова достались свобода и желание не давить на учеников, от преподавателей Британки — идея скетчбуков и использования самых разных техник.
Сама я поняла, что буду заниматься дизайном, классе в десятом. В какой-то мере помогли все: и мама, и папа, и сестра. Но выбор именно графического дизайна — папина заслуга. У него было свое издательство, а в нем дизайнером работал — и сейчас работает — Анатолий Гусев (мы с папой в семейном кругу называли его Гусем). Вот он-то и вдохновил моего папу, а уж папа вдохновил меня.
Мы с Аней думали о возможности работы и с особенными детьми, и детскими домами, но пока не очень понимаем, как это правильно делать. В любом случае, точно потребуется консультация специалиста: это такая тема, требующая подготовки, поэтому вернемся к ней чуть позже.
There are no comments
Add yours