Путем концепта

  • 10 ноября 2011

Рано или поздно на свет появится книга «Мифы и герои упаковочного дизайна». Почетное место в пантеоне талантливейших мифотворцев займет Ора Ито – супергерой, сделавший упаковку элементом обязательной программы для современных зарубежных промдизайнеров. На пути к вершине творческой славы Ито нарушил, кажется, все правила дизайнерский приличий – но когда и кому это мешало стать примером для подражания?

Мальчик Ито Морабито начал с того, что родился не в Японии, как можно было предположить по звучанию имени, а во Франции, в семье дизайнеров. Упаковкой – причем не какой-нибудь, а самой что ни на есть элитной – занимался его отец Паскаль. Плоды воспитания рано или поздно восходят; в случае с Ито, сразу не пожелавшим продолжать семейное дело, да к тому же под известной фамилией, можно было ожидать ростков бурных, максималистских, с азартным низвержением традиций. Тем более что в самого юного возраста Ито обожал работы французского дизайнера Филиппа Старка и Ле Корбюзье, а кумиром избрал американского художника Кита Харинга. «Харинг смог по-особому взглянуть на мир, как Ван Гог или Пикассо», – считал Ито.

Эта привязанность довольно рано начала влиять на биографию француза. Начать с того, что Ора поступил в парижскую школу дизайна Créapole и проучился всего год, после чего был торжественно отчислен. В середине семидесятых такой же блиц провернул и Харинг – в Школе профессионального искусства в Питсбурге. «Дизайнеры и иллюстраторы, которых я там встретил, казались очень недовольными, – писал Кит. – Они говорили, что все, что они делают здесь – просто работа, а настоящим творчеством они занимаются за стенами Школы. На самом деле это было не так: их собственное искусство было утрачено. Поняв это, я бросил учиться».

Следуя примеру кумира, двадцатилетний Ито Морабито покидает элитный Креаполь. Поработав некоторое время в архитектурном бюро, а затем у дизайнера обуви Роже Вивьера, он берет псевдоним-анаграмму Ора Ито и приступает к активным креативным действиям. Для начала – создает и распространяет в Интернете собственные дизайны продуктов под марками мировых брендов например, хакерский кейс для ноутбука Macintosh:

Кстати, Кит Харинг в некотором смысле тоже начинал карьеру с того, что «плохо лежит»: покрывал меловыми рисунками неиспользованные рекламные панели в нью-йоркском метро – «лаборатории по исследованию простых линий», как он его называл. Это был самый очевидный способ отрекомендовать свое искусство простой публике. Через шесть лет, в 1986, те же рисунки станут основой интерьера магазина «Pop shop», открытого Китом все с той же целью – сделать искусство доступным.

В будущем Ора Ито уверенно подхватит эстафету, начав сотрудничать с популярными марками – вот, например, его популярная серия для техники Gorenje. До этого еще несколько лет, а пока – дизайнер заявляет о себе концептами.

Да, так делали многие, но о работах Ито практически сразу начала писать пресса. Владельцы брендов тоже приметили смышленого паренька, однако вместо кадровиков Ора стали звонить адвокаты компаний. В суды едва не полетели иски на дизайнера, необоснованно использующего имена мировых брендов в своих корыстных целях…

Гнить бы Ора Ито на лесоповале до скончания дней, но судьба неожиданно улыбнулась ему самой широкой улыбкой. Пока стряпчие шили дела, Ито получил предложение от кураторов Лувра провести в их музее персональную выставку. Новость об этом распространилась мгновенно, на дизайнера посыпались заказы от крупных компаний на разработку реальных продуктов. Корпорации поняли, какой профит они могут получить от выставки в Лувре, завернули в срочном порядке иски и решили направить талант дизайнера-провокатора в мирное русло.

Так начался взлет марсельского самородка. А уже в 2002 году он заслужил серьезную награду за дизайн алюминиевой банки для пива Heineken, взялся за разработку флаконов для парфюмерии Adidas и Joop, наборов для Davidoff, мебели для B&B Italia, получил массу заказов от других брендов. В апреле 2005 года в Милане прошла персональная выставка Ора Ито, а в следующем году он был удостоен звания «Дизайнер года».

Законный наследник рода, голубая кровь, Ора Ито предпочел войти в мир большого дизайна с черного хода. Теперь он раздает интервью The New York Times, Vogue и Washington Post и может браться только за те заказы, которые ему чем-то интересны.

Свое виденье дизайна Ора Ито называет «simplexity» – от слов simple и complex. «Это искусство делать сложные вещи простыми, – говорит он. – Чтобы быть простым, но не упрощенным, дизайнер должен поместить начинку максимальной сложности в простую оболочку. Сгладить острые углы, сделать объект доступным, облегчить владельцу жизнь. Можно сравнить дизайн с классической танцовщицей. Когда она танцует, ее движения кажутся естественными и простыми, но за каждым из них — высочайшее мастерство и труд».

«Я стараюсь применять сложные технологии, новые технические возможности, инновационные материалы и производственные процессы. Благодаря этому сложнейшие технологичные объекты внешне выглядят очень простыми. Посмотрите на лампу One Line, которую я сделал для Artemide. За ее простотой скрывается очень многое. Я работал над ней полтора года, и результат получился замечательный!»

По заказу компании Citroen Ора Ито разработал автомобиль-НЛО. Только вглядитесь в эти неземные обводы кузова. Поразительно, что одновременно с Citroen UFO в рамках одной концепции Ора Ито создал еще и носилки Evo Mobil Citroen. Зачем — остается загадкой: наверное, чернила оставались, жалко было выбрасывать. Сам дизайнер описывает Evo Mobile так: «Этот объект — результат случайности, генетической мутации, трансформации прототипа. Это объединение первой и последней в своем роде машины. Этот предмет объединил более чем 400 лет истории: рефлексия на процесс эволюции мобильности — легендарного ноу-хау Citroen».Носилки выглядят совершенно неутилитарными – впрочем, как и автомобиль. Возможно, пока что нужно положить одно в другое и подождать десяток лет, когда общественное сознание догонит дизайнерскую мысль.

 
На прошлогоднем Moscow Design Week 2010 Ора Ито вошел в пятерку «Супергероев дизайна». «Мы приехали, чтобы вдохновить вас!» – сказал 34-летний Ито. Девушки зарделись и ахнули.

Вам понравится


Подать работу

Расскажите нам о своем дизайне, и мы расскажем о нем миру

captcha

Осмысленно заполненные поля повышают шанс на публикацию
Сила в деталях - поделитесь ими!

Submit project

Tell us about your design and we'll tell the world about it

captcha

Meaningful filled form increases the chances of publication.
Strength in details - share them!