«Счастье» с собой. Фирменный стиль кафе-кондитерской
За изучением алгоритмов бренд-конкуренции мы едва не забыли, что полка — далеко не единственный ареал упаковки: есть и другие, и в них принципы масс-маркета неэффективны или не работают вовсе. Например, кафе и рестораны с опцией take-away, где упаковка имеет возможность обращаться к потребителю напрямую и без преамбул, но в то же время лишена «преимущества контраста», которое дает магазинная выкладка.
Это, однако, не значит, что take-away — территория без правил. Как вписать упаковку в фирменный стиль? Какую конструкцию выбрать для свежих и ломких продуктов? Как, в конце концов, добиться одинаковой гармонии во всех конфигурациях упаковки? Команда кондитерской «Счастье» рассказала WTP, как правильно сделать упаковку, которая заставит полгорода заходить за пирожным навынос именно к вам.
Мария Брагина, маркетинг-менеджер бара-ресторана «Счастье»: — «Счастье» входит в структуру «Global Point Restaurants» — подразделение «Global Point Family», которое занимается именно хорекой. Помимо «Счастья» в него включены «Любимое место 22.13» и «Saxon+Parole» в Москве, а также «Barbaresco», «Kroo Cafe» и «Funky Kitchen» в Петербурге. «Счастье» существует в двух форматах: бар-ресторан и кафе-кондитерская-бар. В Петербурге представлены оба, в Москве — только два ресторана.
Все начиналось с «Счастья» на Рубинштейна в Питере: это первый проект «Global Point Family» в целом и очень важная точка для всех нас. В основе — идея атмосферного места, созданного для друзей и о друзьях, с авторскими блюдами, собранными по всему миру. Поначалу, ввиду локации, все так и было: за неповторимой атмосферой и вкусными ужинами к нам приходили друзья, живущие в окрестностях. Это «ядро», сформировавшееся за пять лет, сохранилось до сих пор.
Ирина Широкова, дизайнер «Global Point Family»: — Вскоре возникла идея запустить сеть кафе-кондитерских. В ней решили сохранить преемственность стиля, но все-таки сделать его лаконичнее: так в логотипе исчезли вензеля, но остались ангелы. Работа шла совместно с подразделением «Global Point» в Нью-Йорке: там провели исследование рынка, задали направление движения, придумали версию логотипа на латинице. Я его русифицировала, доработала детали и начала создавать фирменный стиль и упаковку. Новое «Счастье» стало визуально проще и ближе ритму большого города.
Мария Брагина: — Оформление и фирменный стиль у каждого формата свои, но и в интерьере, и в коммуникационной продукции, и в упаковке можно проследить общие тенденции. В целом в «Счастье» правит эклектичная гармония материалов (дерево, стекло, кожа, кованый металл) и спокойная цветовая гамма (слоновая кость, темный шоколад, пепел, уголь) с нежными пастельными акцентами. В дизайн кафе же было решено внести вкусный ментоловый оттенок — нежный минт, как у Тиффани, в стиле классических кондитерских. Он добавляет в интерьер легкости и безмятежности.
Нельзя сказать, что это российская адаптация некоего конкретного места: в каждом проекте мы вдохновлялись разными прообразами. Кафе на Невском, например, по-французски тесное, столики стоят близко — почти как в Париже, когда ты сидишь, упираясь локтями в соседа. Конечно, настоящей парижской тесноты наши гости бы не поняли, так что это, скорее, некий собирательный образ.
Take-away предусмотрен везде, но для кафе и ресторанов он выпускается в разном дизайне. Мы позиционируем его как некий гастрономический подарок: «вкусно здесь, красиво с собой». Есть и еще одно отдельное направление — «Лавка счастья», в рамках которого мы сотрудничаем с различными российскими дизайнерами — Митей Веселковым и сестрами Веселовыми, Тоней Шаповаловой и Натальей Солдатовой, Беллой Потемкиной, Лелей Макаровой и многими другими. Обычно результатом становятся украшения, аксессуары и детали интерьера, выпущенные под совместным брендом, которые можно купить и в красивой упаковке подарить друзьям. Все это выделено отдельной графой в меню и не продается нигде, кроме «Счастья».
Ирина Широкова: — Особенность упаковки для take-away в том, что она совсем не рассчитана не на масс-маркет. В ней отсутствуют кричащие детали дизайна, призывающие выделить продукт на полке, — все должно быть очень сдержанно и лаконично. Наша цель — надолго оставить память о «Счастье»: многие коробочки, после того, как сладости съедены, можно использовать дома; в тубус из гофрокартона, например, можно складывать всякие мелочи.
В кондитерской все сладости изготавливаются вручную. И упаковывается это все так же, своими силами, поэтому в упаковке нет проклеенных швов, она полностью разборная. Пралине и ириски заворачиваются в оберточную бумагу, с обратной стороны приклеивается стикер с датой изготовления и составом; десерты, пирожные и торты укладываются в коробочки, завязываются лентой или заклеиваются сверху специальной наклейкой.
Мария Брагина: — Коробки должны не только быть красивыми, но и сохранять все свойства продукта, и быть удобными в использовании: чтобы не было казусов с поломанными пирожными и разлитым горячим. Поэтому все упаковки для take-away разрабатываются совместно с шефом-поваром, шеф-кондитером и менеджером принт-отдела. Если существующая упаковка, допустим, недостаточно надежно сохраняет структуру нового десерта, мы разрабатываем под него специальную коробку или модифицируем старую.
Ирина Широкова: — В процессе работы над проектом мы придумали подавать шоколадную пасту в тюбике, томатный суп в бутылке, кусок торта в треугольной коробке, а масло и паштет — в маленьких брендированных баночках. Особенно поражает коробка, рассчитанная на 1,7 кг макарони, куда пирожные можно укладывать штабелями. Во всей серии упаковок были использованы самые разные виды бумаги, от гофрокартона до кальки.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Мария Брагина: — На разработку проекта уходит от недели до полутора месяцев. Новые SKU появляются по потребности: иногда идея новой упаковки рождается из идеи нового десерта, иногда из соображений сезонности, когда уникальная упаковка к каким-то ключевым праздникам запускается на 2—3 недели пика сезона. Помимо этого бывают проекты, связанные, скорее, с искусством в чистом виде. Несколько лет назад, например, наш маркетинг-директор Анастасия Решетникова организовала аукцион, лотом в котором выступали коробки для трюфелей, расписанные двенадцатью лучшими петербуржскими художниками. При оформлении каждой они вдохновлялись мыслями о том, что же есть счастье для них. Аукцион проводился Львом Лурье, а все собранные деньги отправились в фонд помощи детям.
В «Счастье» нередко используют упаковки в промо-кампаниях. Так, прошлой осенью на Невском проходил мастер-класс по приготовлению имбирного печенья: шеф-кондитер Екатерина Киселькова готовила десерт вместе с известным кипрским теннисистом Маркосом Багдатисом. В течение месяца коробки с автографом теннисиста можно было купить в кондитерской, а все средства с продажи шли в благотворительный фонд. |
В целом доля take-away в каждой точке очень большая: иногда приходят только затем, чтобы купить с собой. Мы стараемся к каждому гостю относиться как к близкому: иногда даже заказ можно не называть, мы помним, какой кофе он предпочитает, что любит на завтрак.
Собственно, главная цель — создать ощущение счастья и ценности момента здесь и сейчас. Хочется, чтобы все проблемы здесь отходили на задний план и можно было просто наслаждаться музыкой, едой, интерьером, дождем за окном — неважно. Судя по отзывам и количеству благодарностей, кафе действительно любимо. И heritage-дизайн вписался в городской пейзаж более чем удачно.
Иллюстрации из портфолио Ирины Широковой
There are no comments
Add yours