Уай нот
Когда зеленоглазый блондин Ив Беар говорит, что «Дизайн спасет мир», его так и хочется упрекнуть в идеализме. Однако именно по его чертежам созданы «ноутбуки за $100», которые раздают детям из развивающихся стран (и до которых, кажется, лишь чудом не добралось мировое хипстерское сообщество – так хорошо они вписались бы меж хольгой и рей-бэнами). Это его «Умная сумочка» позволила Puma сократить ежегодные выбросы CO2 в атмосферу на 10 000 тонн. Наконец, это его упаковка шампуня «Philou» (не концепт, а самая что ни на есть реальная пластиковая тара) включена в собрание Музея современного искусства в Сан-Франциско. Беар настаивает, что все дело – в умении создавать бренды, которые рассказывают истории.
Например, флакон шампуня для подростков «Philou» рассказывает историю о зарождении чувственности. В основе его формы – яйцо, символ чистоты. Вытянутость и закрученность транслируют игривость, матовая текстура и сдержанная типографика – нежность. Флакон «Philou», историю которого Беар продумал от айдентики до позиционирования, сам тянулся с магазинной полки в лодочку из ладоней.
Органический дизайн Беара – в полной гармонии между брендом, продуктом и потребителем. Собственно, свою компанию Fuseproject Беар и основал на идее этого триединства – свежей по тем временам, как он сам признается. Сейчас компании Ива уже 12 лет, все это время дизайнер вместе с единомышленниками доказывает не словом, но делом, что бренд нельзя рассматривать в отрыве от его физической или цифровой сущности.
Другая установка Fuseproject – не зацикливаться на одной тематике, браться за проекты из самых разных сфер. В портфолио компании – очки, планшеты, мотоциклы, светильники, урны, вибраторы, садовые шлепанцы, мебель, велосипедные шлемы, интерьеры, собачьи миски, духи, обувь со встроенными микрочипами и даже дизайн литературного альманаха, основанного Фрэнсисом Фордом Копполой. Why not.
Колонка автозаправочной станции General Electric для электрокаров
Упаковка – как лицо бренда, с которым связаны первые, самые сильные впечатления о продукте – занимает в философии Fuseproject особое место. Это больше, чем внешняя оболочка продукта, обученная продавать, – это его неотделимая часть, также развивающая заложенную в него идею. Пожалуй, в «Y Water» это выражено нагляднее всего.
С «Y Water» все непросто и просто. Эта торговая марка возникла из одной-единственной буквы, возникшей из трехмерного дизайна, возникшего из идеи, возникшей из одного короткого вопроса: «Почему?» – «Y?». Почему дети должны пить сладкую газировку? Почему бы не создать специально для них натуральный напиток – в упаковке, которая по окончании первого жизненного цикла превратится не в мусор, а во что-нибудь полезное? И почему бы, скажем, не в модуль конструктора?
Какую историю расскажет эта упаковка, ребенок решает сам. Бутылки-модули, легкие, безопасные, симметричные во всех измерениях, соединяются между собой с помощью колец из биоразлагаемого каучука – строить можно бесконечно. Вся информация вынесена на бумажную этикетку; на корпусе упаковки – только литера Y, повторяющая силуэт бутылки. Ребенок воспринимает ее не как логотип, а как нейтральный узор. Никакого навязчивого брендинга, и в то же время, миссия бренда – поддержка в физическом и умственном развитии – выражена очень четко.
Очевидно, что ценность и отличительная черта проектов Беара – не в обтекаемых формах и экспериментальных функциях, а в их способности понимать человеческую природу. Еще пример – упаковка для лекарства «Тайленол». В приятном на ощупь корпусе предусмотрен дозатор, безопасный для детей и удобный для людей с артритом, а еще полупрозрачная стенка, через которую всегда видно, сколько таблеток осталось. Этикетка, опять-таки, легко снимается, и у вас в руках обычная таблетница.
В виду нормативных и технологических ограничений в упаковке лекарственных средств редко случаются революции. В Fuseproject это прекрасно знают. Тем ценнее, что в данном проекте акцент сделан не на новизну, а именно на удобство. К слову, первые профессиональные опыты Беара в дизайне как раз и заключались в адаптации и совершенствовании предметов под человеческие нужды.
Чтобы вещи, могли рассказывать людям истории, в них нужно вложить истории людей. Если верить Беару, в этом и есть задача дизайнера. Бренд не заговорит, если историю притянуть за уши; ее, порой еще не написанную, нужно уметь услышать.
А отчего же про вибраторы одной строкой? Они же такие красивые, такие обтекаемые! Хотя я, конечно, понимаю, что у вас блог про упаковку, а не секс-шоп, но все же….
Тогда уж про упаковку для вибраторов, и сойдемся на этом.