Generations «P»

  • 7 июня 2013

Продолжая освежать экспозицию «Дизайн упаковки. Сделано в России» интерактивными событиями, команда «Московского музея дизайна» на днях собрала в Манеже представителей трех поколений отечественных дизайнеров упаковки — первопроходцев из «Союзпродоформления», специалистов, начинавших в 90-е в независимых агентствах, и молодых дизайнеров, — чтобы поговорить с ними о ремесле. «What the pack?» побывал на вечере и готов делиться впечатлениями. Первое — внезапно: сам факт, что встреча трех упаковочных практик произошла практически на Красной площади, до сих пор вызывает ритуально-гимнический трепет.

Выставка «Дизайн упаковки. Сделано в России»
 

Первое поколение: Сапунов, Суханов, Александров

Один из первопроходцев упаковочного дизайна — Евгений Сапунов — практически случайно попал во Всесоюзный художественно-оформительский комбинат «Союзпродоформление»;  первой работой выпускника художественного училища стали этикетки для рыбных консервов. Большинство художников приходили на комбинат «подхалтурить», а Сапунов остался надолго, став одним из самых заметных профессионалов промышленной графики. О чем ни разу не пожалел: в отличие от «обычных» художников, работы промграфиков выставлялись регулярно.

Коллега Кирилл Суханов вспоминает, что главной проблемой тогдашних дизайнеров было низкое качество полиграфии: о пантонах представление было смутное, краска могла «прыгать» на 1-2 мм. Оба подчеркивают, что главным для упаковщика всегда был и остается шрифт: его надо полюбить всей душой и постараться понять, что буква — это база, вокруг которой шрифт может создать целую историю. Современному дизайнеру, уверен Суханов, важно иногда выключаться из борьбы за тендер и давать себе время на перезагрузку: отсортировать идеи, переключиться на что-то новое, отдохнуть.

 Выставка «Дизайн упаковки. Сделано в России»

Художник-конструктор Алексей Александров рассказал, как ему работалось в девяностые. Колоритные  российские бизнесмены заказали ему упаковку для французских духов; Алексей не стал сразу подбирать готовую коробку, а начал с концептов.  Вместе с помощниками готовил большие планшеты, на которых размещал цветовые пятна, рисунки, слова — смысловые коды; из четырех планшетов складывалась полноценная концепция. Как индастриал-дизайнер Александров всегда придерживался идеи о том, что человек в первую очередь человек обращает внимание на форму, а не на логотип или цвет.

Сегодня такой подход кажется понятным и разумным, а тогда «малиновые пиджаки» идеи не поняли и нехорошо заволновались. Слава богу, к процессу вовремя подключились французы — приехали и восхитились. Сегодня быть дизайнером, конечно, не так опасно, но некоего стандартного алгоритма, кода, с помощью которого все в сообществе понимали бы друг друга с полуслова, по-прежнему нет.

 

Второе поколение: Банков, Коваленко

А вот Петр Банков, креативный директор DesignDepot, считает, что главная коммуникативная функция заключена не в форме. Он представил свою теорию «contactspace» — контактного пространства, которое окружает каждую идею, структурирует ее и формирует отношение к ней. 95% информации мы получаем визуально, мы можем обратить внимание на что-то менее интересное и проигнорировать более интересное, если первое будет к нам ближе. Подобные тонкости отношения человека с пространством должны быть заложены и в упаковку. Петр разработал систему планов и всякий раз оценивает, какие планы заслуживают внимания в первую очередь.

На упаковке, по мнению Банкова, может быть от одного плана и до бесконечности, в зависимости от поставленной задачи. Меньше всего планов, всего один, в категории luxury, немного больше в low-сегменте, самое большое — в категории middle. Здесь есть, где развернуться: дизайн рассчитан на людей с образованием, хорошим вкусом и чувством юмора, фактически — на вас и ваших друзей.

Александр Коваленко из DDVB в вопросе эффективной коммуникации с потребителем отдает первенство графической метафоре. Дизайнеры напрасно пытаются выяснить, что для человека важнее: тотальный брендинг («логотип покрупнее»), тотальная категорийность (чтобы сразу было понятно, что перед вами майонез) или мир разнообразных стилей (упор на классификацию продукта: дорогой, натуральный, традиционный и т.п.). Важнее всего для человека – он сам. И потому отталкиваться надо от ценностей этого самого человека. Из них Александр выделил четыре: конструктив (удобство, повторное использование), вовлеченность (интерактив), технологии (контакт через мобильники, мероприятия онлайн) и рассказ истории (упаковка и рекламный носитель — одно целое).

Александр Коваленко — креативный директор DDVB
 

Третье поколение: Зверева, Жданова, Пономарева

Надежду отечественного дизайна упаковки представляли три девушки из агентства DepotWPF Вера Зверева, Юлия Жданова и Мария Пономарева. Их философия проста: главная составляющая хорошей упаковки — идея, реализовать которую позволяют несколько инструментов: фотография и ретушь, типографика, конструкция, иллюстрация и хороший вкус. Девушки обошлись без сложной доказательной базы, просто проиллюстрировав каждый параграф кейсами. 

Дизайнер упаковки

Отдельно обсудили свежий проект «Высоко-высоко», ставший для иллюстратора Веры Зверевой личным квестом. Количество SKU превышает полсотни, так что в одной тематике пришлось придумать и нарисовать более пятидесяти сюжетов; Вера, впрочем, призналась, что когда проект интересный, работа по разведению SKU перестает быть технической. Под занавес резиденты Depot WPF резюмировали: успех любого проекта — во-первых, следствие полного взаимопонимания с творческим директором, во-вторых — результат грамотного брифования.

Открытки What the pack?

Вам понравится


  • Володя

    Жирный тупой томский боров. сорри

  1. Подать работу
  2. Расскажите нам о своем дизайне, и мы расскажем о нем миру
  3. Captcha
  4. Осмысленно заполненные поля повышают шанс на публикацию
    Сила в деталях - поделитесь ими!
 

cforms contact form by delicious:days

  1. Submit project
  2. Tell us about your design and we'll tell the world about it
  3. Captcha
  4. Meaningful filled form increases the chances of publication.
    Strength in details - share them!
 

cforms contact form by delicious:days