Элегантиссима
Монография Луизы Фили называется «Elegantissima», что вполне отражает стиль работ легендарной американской художницы. Когда-то Фили практически в одиночку подняла планку дизайна книжных обложек, подготовив к изданию порядка двух тысяч книг, однако ее изысканно сотканные шрифты с винтажными прядями и утонченные иллюстрации не только повлияли на целое поколение книжных художников, но и стали особым референсом в упаковочном дизайне. В конце концов, профиль ее студии «Louis Fili Ltd» — прежде всего, упаковка продуктов питания и аппетитный брендинг, а затем уже все остальное.
Луиза говорит, что до сих пор не может простить своим родителям их переезд из Италии в Штаты. Сама она впервые посетила Италию в 16 лет — и тотчас осознала, что источник ее вдохновения бьет именно здесь. Она сентиментально вспоминает, как ее глазам впервые предстала… нет, не Сикстинская капелла, а реклама шоколадных конфет «Baci». Тогда Луиза прониклась романтикой коммерческого дизайна и навсегда влюбилась в искусство типографики и в саму Италию.
Сначала Фили фанатично выцарапывала красивые буквы на стене возле своей кровати, а по возвращении домой купила перо «Osmiroid» и стала учиться каллиграфии. Свои опыты она даже умудрилась превратить в бизнес, продавая одноклассникам каллиграфически выписанные тексты Боба Дилана.
После было обучение в колледже «Skidmore» и работа с Хербом Любалиным, а в конце 70-х Луизу пригласили в «Random House» на должность арт-директора издательства «Pantheon». В то время под его грифом выходили исключительно интеллигентные книжки со скучными обложками, которые мало кто хотел покупать; чтобы избежать разорения, срочно нужно было увеличивать продажи и тиражи.
Потихоньку Фили внесла изменения во все аспекты дизайна обложек «Пантеона». А для начала сделала для себя три пометки: 1. Обложки не должны кричать, они должны сообщать. 2. Леттер-спейсингу — быть! 3. Заголовок книги — это, в первую очередь, логотип.
Первой книгой, с которой Луиза начала свои эксперименты, была повесть «The lover» не слишком известной в Америке Маргерит Дюрас. Книга стала бестселлером, и позже множество переизданий так или иначе копировало ту самую первую обложку Фили.
После этого успеха Луиза получила больше свободы. Во времена, когда вся красота обложек сводилась к тиснению фольгой и стандартным шрифтам, Фили поняла, что ей необходимы дополнительные спецэффекты. На свои обложки она начала вводить матовую ламинацию, различные виды бумаги, непривычные для каверов иллюстрации и приглушенные оттенки. Но прежде всего — оригинальные авторские шрифты.
«Я переиначила каждый элемент суперобложки. К ужасу типографщиков, заменила традиционные пантоны на пантоны красок из строительных магазинов. Я договаривалась с производственным отделом об отказе от дополнительных цветов — в обмен на право использовать необычную бумагу» — вспоминает Луиза.
В 1989 году она наконец-то созрела открыть собственную студию «Louise Fili Ltd». Будучи арт-директором, Луиза не прекращала работу на фрилансе, поэтому проблем с клиентами не было даже в самом начале. Ресторанная айдентика (и ресторанный бизнес вообще, противоположный, по словам Фили, издательскому) обрекла ее на новый подход к работе: выход за пределы бумаги позволил экспериментировать с новыми материалами и фактурой.
К постоянно вдохновляющей Италии прибавилась Франция, куда Луиза стала летать очень часто. Блошиные рынки, постеры 30-х годов, шрифты из старых развалившихся книг вдохновляли ее по-прежнему. Она все чаще использует красный цвет: по ее словам, Pantone 1895C никогда не бывает лишним.
В коллаборации с иллюстратором Марком Саммерсом Луиза разработала айдентику для «Bedford Post» — отеля и ресторана, принадлежащих Ричарду Гиру. Местечко названо в честь Post Road, почтового пути Восточного побережья, отсюда и возникла марка. Изображенный на ней человек — дедушка самого актера, вольно срисованный Саммерсом со старой фотографии.
По словам Фили, работая с клиентами, очень важно понять, кто именно принимает решения; этот человек обязательно должен присутствовать на встрече с дизайнером. На совещаниях Луиза подробно выясняет вкусы заказчика в самых широких областях, а после приступает к долгим поискам.
Раздумывая над новым проектом, она просто начинает рисовать название книги или ресторана, вырисовывает его снова и снова, пока буквы не заговорят с ней и сами не подскажут, в каком направлении нужно двигаться. Такой скетчинг — по-прежнему движущая сила работ Фили.
Фили сама и в соавторстве со своим супругом Стивеном Хеллером стала автором множества книг. Все направления, в которых она работает, переплетаются в ее работах: книжки похожи на коробки конфет, а этикетки на баночках с вареньем будто пестрят заголовками из сборников сказок. Всех их объединяет безусловный винтажный ракурс и «европейскость». При этом Луиза говорит, что каждый новый заказ для нее – это возможность найти что-то новое, а ее главное опасение – хоть раз повториться.
There are no comments
Add yours