Создающие форму. Пул первый.

  • 26 июля 2011

Упаковка – плоть от плоти промышленного дизайна. На большие вопросы о маленькой коробочке (насколько она будет привлекательна и функциональна, много ли места займет на полке, приятным ли будет взаимодействие с ней, захочется ли расставаться) – лучше промдизайнера никто не ответит. Почему-то эти люди редко балуют упаковочную отрасль своими разработками, особенно в России. Но зато эпически-метко: знаковые личности создают знаковые вещи, будь то пачка сигарет, бутылка воды или коробка хлопьев. Итак, кто они? В первую символическую восьмерку мы включили, пожалуй, самые громкие имена. Поиски истоков промышленного дизайна приводят нас в Англию XVIII века. Джозайя Веджвуд (1730–1795), потомственный гончар и, между прочим, дедушка Чарльза Дарвина, был самым знаменитым керамистом своего времени. Он разработал два новых материала для изготовления керамики: черный базальт и яшмовый фарфор – джаспер. Именно из джаспера Веджвуд создал «портландскую вазу» – точную копию древнеримского оригинала, выполненную по революционным для того времени технологиям. Появление легендарной копии положило начало явлению тиражирования, а год ее создания, 1789, многие считают отправным пунктом промышленного дизайна. Впоследствии «портландская ваза» стала символом марки «Веджвуд» и по сию пору изображается на ее логотипе и клейме.

Однако первый промдизайнер, вошедший в историю как человек, изменивший упаковку и подход к ее созданию, – это Раймонд Фердинанд Лоуи (1893–1986). Все в промышленной сфере, за что брался Лоуи, начинало продаваться в разы лучше, – а брался он за многое. Даже его автобиография с красноречивым названием «Never leave well enough alone» («Никогда не останавливайся на достигнутом»), вышедшая в 1951 году, в мгновение ока стала общемировым бестселлером. Лоуи был первым, кто задумался о функциональности и эстетической привлекательности промдизайна в связи с сознательными и бессознательными мотивами потребителя. Самое яркое профессиональное высказывание Раймонда – известная во всем мире пачка сигарет «Lucky Strike». С его легкой руки производитель серьезно повысил продажи, а сама пачка стала культурным феноменом, артефактом и, более того, символом эпохи. А ведь казалось бы – Лоуи всего лишь изменил цвет пачки с зеленого на белый и продублировал уже известный логотип «Lucky Strike» на обороте. Кстати, до того логотип печатался только на «фасаде» пачки. После новшества Раймонда Лоуи «двухсторонний» дизайн стал эталоном для всех производителей сигарет.

Вслед за Лоуи в мир промдизайна вошел Вальтер Ландор (1913–1995). Знаменит он не только как автор множества упаковок и этикеток, но и как создатель первого в мире бренд-консалтингового агентства «Walter Landor & Associates». Ландор вместе с женой организовал его в далеком 1941 году, а три года назад на британском конкурсе GRAMIA оно завоевало титул «Лучшего упаковочного агентства 2008 года». Если Лоуи первым «повернулся лицом» к потребителям, то Ландор первый занялся глубоким изучением их вкусов, мотивов и желаний. В паре с соратником Льюисом Лоу он самостоятельно отслеживал в супермаркетах реакцию покупателей на созданные им бренды; позднее в агентстве «Walter Landor & Associates» будет создан целый отдел специалистов по исследованию потребительского сознания. Концепция Ландора, прописная истина для сегодняшних рекламистов, в свое время была прорывом: дизайн упаковки – это не только эстетика и удобство, но еще и коммуникация, то есть некий посыл, обращенный к потенциальному покупателю и способный повлиять на него в выгодном для производителя ключе. Ландор писал, что «дизайнерское решение не должно быть только эстетичным, оно должно сообщать нечто массовой аудитории». Почти как в «Алисе в стране чудес» – «Съешь меня», «Выпей меня» – но, конечно, на более сложном уровне. Под чутким руководством Ландора его агентством разработаны: бутылка для воды, стоящая как прямо, так и под наклоном, логотипы Sprite и 7up, картонная коробка популярных кукурузных хлопьев Kellogg’s Corn Flakes, упаковка для пленки Fuji Film, дизайн банки японского пива Sapporo и множество других известных брендов.

Следующий герой, Луиджи Колани (р. в 1928 году) – основатель философии так называемого биодизайна или органического дизайна, провозгласивший себя «всего лишь переводчиком природы». Колани волнуют проблемы экологии и, соответственно, экологичности проектируемых им объектов, будь то упаковка, компьютер или автомобиль. Характерная черта работ Колани – неизменная обтекаемость форм и нестандартность, из-за чего их называют футуристическими. Они действительно выглядят так, будто спроектированы специально для высокобюджетного фантастического фильма. А вот бутылка для воды «Valser viva», созданная Колани по заказу Coca-Cola, выглядит скорее так, будто ее скрутили нетерпеливые руки жаждущего.

Позже на мировую арену дизайна выходит Филипп Старк (р. в 1949 году). Как представитель постмодернизма в дизайне, он отрицает такое понятие, как «стиль». Более того, утверждает, что у него самого никакого стиля нет, вместо него – «разностилие», непроизвольная, как бог на душу положит, эклектика. Как и Колани, Старк задумывается об экологичности: «Я намерен работать со сберегающими экологию технологиями, создавать вещи, которые помогут людям нашей планеты». Он также ратует за удешевление дизайнерских вещей и решений. «Простые предметы не должны стоить дорого, надо стереть с ценников лишние нули» – эти слова дизайнера стали крылатыми. Упаковку, созданную Старком, часто называют эксцентричной. Возможно, это и так, но есть в ней вместе с тем какая-то подкупающая простота, как, например, в бутылках для оливкового масла LA Organic или Lintar для компании Cemex Croatia. Lintar, кстати, в переводе означает «дымоход», или «воронка», что и обыграно в дизайне.

Наото Фукасава (р. в 1956 году) придерживается минималистских тенденций в дизайне: «Я не люблю замысловатых дизайнерских вещей, мне больше близки функциональность и простота». А еще Фукасава придерживается своей собственной теории двойного «вау». Первое «вау» должно вырваться у покупателя перед покупкой изделия; второе «вау» – что более важно для Фукасавы – уже после того, как изделием попользовались и оценили его в полной мере. Наото Фукасава взбудоражил мир упаковки пакетами для фруктового сока, выглядящими так же, как плод, из которого приготовлен напиток. Вот оно – двойное «вау» Фукасавы, торжество единства содержания и формы. Никакой дешевой бутафории, все проработано до мельчайших деталей: если киви – то с ворсинками, если клубника – то с зернышками на блестящей кожице, если банан – то с темными пятнышками и зеленоватый на конце. Концепт облетел сообщество, быстро став легендарным.

Экологические тенденции и авангард, эксперимент и функциональность, искусство концептуальное и прикладное – все это объединяет в своих работах современный французский дизайнер Франсуа Азамбур (р. 1963 году). Замысловатые светильники, пиксельные часы, железные кресла, «облегченный» саксофон или стул, «свернутый» в маленькую упаковку и приобретающий знакомые черты после нажатия кнопки – работы Азамбура правильнее было бы называть изобретениями, все они в высшей степени нетривиальны. Вместе с инженером Дональдом Ингбером Азамбур разработал упаковку будущего. Каплеобразная бутылка позволяет сократить отходы и уменьшить загрязнение окружающей среды. И более того – она пригодна в пищу, поскольку изготавливается из вещества, получаемого из коричневых водорослей.

Упаковочные тренды задает Карим Рашид – самый востребованный дизайнер на сегодняшний день. Каждый месяц в мире проходят минимум две его выставки и около десяти лекций. За последние десять лет получил около тридцати наград в области промышленного дизайна. Более семидесяти его работ находятся в постоянных экспозициях двух десятков музеев дизайна и современного искусства. Рашид неоднократно заявлял, что «отрицать хай-тек – значит, отрицать современный образ жизни». Сам он считает себя футуристом. Будучи чувствителен к взглядам и концепциям предшественников, он как никто другой работает с формой и цветом. Случается, его экстраординарные фантазии не принимаются заказчиком – так было в случае с бутиком Джорджио Армани. Однако при создании упаковки Рашид менее радикален: он прекрасно осознает, что упаковка – продукт массового спроса.

Вам понравится


There are 3 comments

Add yours

Добавить комментарий для Ariko Karuzi Отменить ответ

Подать работу

Расскажите нам о своем дизайне, и мы расскажем о нем миру

captcha

Осмысленно заполненные поля повышают шанс на публикацию
Сила в деталях - поделитесь ими!

Submit project

Tell us about your design and we'll tell the world about it

captcha

Meaningful filled form increases the chances of publication.
Strength in details - share them!