Мы делили апельсин
После публикации этого материала в редакцию «What the pack?» посыпались письма с просьбой больше и чаще рассказывать о профессиональных конкурсах, фестивалях и тендерах. Начнем с азов: вчера нам довелось побывать в МГУПе на церемонии награждения победителей конкурса «Заводной апельсин» – слышали о таком? Между прочим, совершенно особенный фрукт в ассортименте международных упаковочных событий, и вот почему…
Дело не в географии (традиционно участвуют Россия, Армения, Украина, Болгария, Беларусь и другие страны Восточной Европы). И не в статусном цензе («Апельсин» – только для студентов). Дело в том, что на протяжении уже 16-и лет конкурс является оплотом честного кустарного подхода к решению дизайнерских задач. Корни «Апельсина» – в старом добром бумажном моделировании, все работы делаются руками – складываются из доступных материалов в единственном экземпляре. Премированные поделки занимают места в Музее упаковки наряду с промышленными раритетами.
В этом смысле «Апельсин», прежде всего, педагогический проект: учит будущих специалистов говорить на языке материала. Первые фразы-конструкции могут быть наивны или чересчур мудрены (как ликер «Кузнечик» или «Трофей суслятина»), но по мнению жюри, эти опыты приведут к дизайнерской беглости вернее, чем изучение Photoshop. Поэтому упаковка для йогурта Либьен получает на «Апельсине» бронзу…
…а у йогурта «Patati Patata» не было бы шанса даже пройти отбор – если б автор, конечно, вздумал подать концепт на конкурс.
Мария Романова-Пермякова, БВШД
По мнению жюри, рукодельная природа макета – прямое свидетельство наличия у дизайнера инженерной мысли, без которой качественную упаковку делать трудно. При оценке этого самого подхода «Апельсин» привык смотреть сквозь бумажную бахрому и неровные заломы.
Вино для фигуристов, или Испытание Тетрапака:
Тетра вообще часто провоцирует студентов на эксперименты. Вот как развивают экопропагандистский потенциал упаковки юные исследователи из далеких Штатов:
Из почти трех десятков дипломированных в этом году работ лишь две мы идентифицировали сразу как генетически близкие порталу: «Грелочку» Ксении Суворовой и большую свору винных этикеток от Натальи Анисимовой. «Грелочка» на «What the pack?» уже засветилась – впрочем, как и на многих других дизайнерских ресурсах.
Между прочим, ручная работа: свитер для 3D-модели вывязывала по заданным эскизам мама Ксении.
«Тендер на варежку», объявленный Organic Vodka Group, в результате ушел к Runway Branding, ну а Ксении зато достался серебряный диплом от «Заводного апельсина».
Номинация «Этикетка» появилась только в этом году. Наталье Анисимовой, главной претендентке на победу в категории, хотели было вручить гран-при. Но с педагогической целомудренностью заключили, что в студенческом конкурсе алкоголь особо премировать не стоит. В результате – заслуженный золотой диплом:
Рассматривая слайды, мы несколько раз задавались вопросом: почему все эти работы так не похожи на те, что публикуются у нас? Речь идет не об отсутствии глянца, не о подаче картинки вообще (кстати, предварительный отбор проходил все-таки по картинкам). Речь о трудоемкости решений – и, как следствие, некотором дефиците естественности. Хотя доказано, что бывает иначе:
Сравните с конкурсной версией упаковки для лампочек, максимально простой в исполнении. Ни при хранении, ни, тем более, при транспортировке ей не уберечь продукт от ударов судьбы.
а мне грелочка Натальи понравилась больше, чем работа агентства. Какая-то она у них безликая получилась, с закосом под другие марки.
Натальи в смысле Ксении? )) Или есть еще «Грелочки»?
Ой, Ксении, да!
совершенно кошмарный убогий конкурс, в духе тех совковых институтов, которые принимают в нём участие. к сожалению, отражает уровень преподавания дизайна — все проекты непродуманные, логичными брендами там и не пахнет, выглядят практически все морально устаревшими лет на 10… такое ощущение, что и преподаватели, и жюри очень далеки от профессии…