Небо, самолет, девушка

  • 14 октября 2011

Первая мысль, возникающая при взгляде на шоколадку с фигуристой стюардессой на упаковке, – должно быть, это фирменная продукция какой-то солидной авиакомпании, случайно попавшая на прилавок. Догадка отчасти верная: в 1998 году в Бельгии действительно появилась одна особенная авиакомпания. Она не задержала ни единого рейса, не перевезла ни единого пассажира, а все ее самолеты, пилоты и стюардессы существовали и существуют только на бумаге. Но вы наверняка хотя бы раз пользовались ее услугами. Это Starbrook Airlines.

Художника Яка Де Конинка всегда влекла тема авиации. Как все мальчишки, он любил самолеты, но в отличие от своих сверстников совсем не стремился понять, как они взлетают, а просто зачарованно любовался. С годами детское увлечение только укрепилось. Конинку было интересно все, что связано с полетом: аэропорты, терминалы, взлетные полосы. А главное – люди и истории, которые разворачивались в этом особенном пространстве.

Он не запечатлевал происходящее с точностью фотографа, а создавал свой собственный идеальный мир – акварельно-нежный, иногда чуть размытый дождем, но по большей части солнечный и жизнерадостный, – и населял его холеными персонажами из 50-х. Дамы в вечерних платьях с изящным мундштуком, джентльмены в смокингах – и никакой суеты с поисками багажа или путаницы с рейсами.

А самой главной героиней была стюардесса — красивая, уверенная, немного игривая, с лукавым огоньком в глазах.

Скорее всего, на Де Конинка повлияла популярная в 50-60-е серия комиксов про хорошенькую бортпроводницу Вики Барр, вечно попадавшую в детективные истории: в каждой серии романтичная Вики, обладательница золотых локонов и высоких каблуков, заправски распутывала преступления, произошедшие на борту самолета.

Без Мэрилин, конечно, тоже не обошлось.

В 1998 году старинная шоколадная компания Gilis сделала уже известному в Бельгии Де Конинку предложение, от которого он не смог отказаться. Художнику предстояло не просто разработать дизайн упаковки, а создать самостоятельную легенду, способную выдержать все маркетинговые процедуры, не утратив притягательности.

Так появилась авиакомпания Starbrook Airlines. Ее придуманная история началась в 1914 году с покупки одного небольшого самолета Curtis Jenny JN4 Жаном-Батистом Лироем. В 30-х дело отца подхватили пилоты Эмиль и Жак Лирой. После войны они буквально по частям собрали свой первый собственный самолет, на котором в 50-х потерпели крушение; реставрация вылилась в создание небольшого аэропорта…

В 1998 году компании Starbrook Airlines вывела на рынок собственную шоколадную продукцию (долгое время найти ее можно было только в duty free – это уже чистая правда). Оформление взял на себя Жак Лирой, иллюстрации на упаковке – его акварельные мемуары. Роль ностальгирующего пилота-художника Як Де Конинк отвел себе.

Ксения Архангельская, бренд-консультант, преподаватель кафедры маркетинга УрГЭУ:
– Первая причина успеха марки «Starbrook Airlines» – мощный многогранный инсайт, лежащий в ее основе. Здесь и давний союз авиации и шоколада – летчикам в дальние перелеты шоколад выдавали в качестве пайка; и отсылка к эпохе 50-х, времени подлинности, когда все было по-настоящему – шоколад был без ГМО и другой химии, а самолеты летали, не падая. А еще, конечно же, романтика полета, воспетая еще Экзюпери, и акварель – одна из наиболее невесомо-романтических изобразительных техник. Вторая причина в грамотной дистрибуции: зоны беспошлинной торговли аэропортов замечательно подкрепляют позиционирование. И самое главное – марка отошла от консервативных канонов оформления шоколадной упаковки, четко дифференцировав бренд от конкурентов. Она поведала нам прекрасную историю с привкусом ностальгии.

Молодую (по меркам бельгийских шоколадных традиций) марку заметили сразу. Что может быть притягательнее: небо, самолет, девушка, путешествие, забота, сладкая трапеза в небе – особенно сладкая именно потому, что в небе. Плюс стилизация под ретро: кажется, что за оберткой скрывается полувековая история, а не никак не 13-летний новичок.

В авиакомпании Жака Лироя числятся стюардессы на любой вкус, от игривой блондинки до скромной брюнетки, опустившей очи долу.

Шоколад выпускается в десятках форматов: маленькие батончики, небольшие плитки, «визитки», которые в небе обычно кладут на ваш откидной столик, компактные бруски, напоминающие упаковку жвачки.

В той же авиаэстетике отливается фигурный шоколад. Вот здесь даже иллюминаторы прорисованы:

Вслед за самолетиками появились морские коньки, звезды и ракушки — сочетание белого и черного шоколада делает их очень реалистичными. Позже в линейке прописались «кофейные зерна», на первый взгляд и не отличишь от настоящих.

Отдельная статья – шоколад в сувенирных жестяных коробках. Starbrooks Airlines всячески способствует упаковочному фетишизму, выпуская их отдельно. Можно купить парочку и доверху засыпать диетическим мармеладом.

Неожиданный «шаг в сторону»: с некоторых пор одна из стюардесс украшает банки с джемом.

У детей есть свой герой — белый мишка в форме пилота. Судя по иллюстрациям, когда мишка не в рейсе, он ведет разгильдяйскую жизнь классического джентльмена (с поправкой на детскую цензуру, конечно): чистит зубы, принимает ванную (с резиновой уточкой), спит, жонглирует или боксирует. Кадры из жизни мишки украшают также подарочные наборы и шоколадную пасту.

Ксения Архангельская:
– То, что под маркой STARBROOK AIRLINES выпускается широкая продуктовая линейка, вполне закономерно. Развитие бренда предполагает перенос успешной марки на новые продуктовые предложения: это позволяет получать больше прибыли и существенно экономить на продвижении новых продуктов. Кроме того, широкая линейка ассортиментных, вкусовых и весовых предложений дает возможность лучше удовлетворить потребности каждой целевой группы и тем самым увеличить лояльность к марке.

Исчерпав авиатему, Жак Де Корник перевел взгляд с небес на землю, но романтиком быть не перестал. Картонные коробки из серии Fleet («Флот») венчают изображения солидного лайнера и барышни. Форма конфет опять подыгрывает упаковке — ракушки и кораблики.

А по упаковке серии Classic Wheels можно изучать историю автомобиля: от гоночной машины 20-х годов, как у героев фильма «Большие маневры», до кадиллака, на котором ездил Элвис Пресли, и классического грузовика американского дальнобойщика.

В этой линейке, правда, нет конфет в виде машин, зато есть шоколадные чипсы, печенье и вафли. Здесь взаимосвязь между дизайном и формой продукта приобретает любопытный оттенок: согласитесь, в хрустящих и рассыпающихся сладостях гораздо больше от грубоватой романтики дорог, чем от небесного флера полета.

Вам понравится


There are 5 comments

Add yours
  1. LDS_2012

    До меня шоколадки STARBROOK дошли только в 2014 году. Увидел их в супермаркете одного провинциального городка на Северном Кавказе, в котором, кстати, действует крупный и один из старейших в России аэропортов, история которого началась в далёкие 20-е годы прошлого столетия. Я не любитель кондитерских изысков, но минут 15 простоял у витрины, как зачарованный. Великолепные иллюстрации впечатляют, настолько тонко и точно передан сам ДУХ эпохи, созвучие полное. STARBROOK как раз тот случай, когда реклама от вульгарно-пошлого эрзаца сумела подняться до произведения искусства.

  2. Алиса

    Пожалуй, это самый вкусный шоколад, который я когда либо пробовала.
    Очень нравится дизайн упаковки, уже собрала внушительную коллекцию)
    Качество оправдывает цену.


Добавить комментарий для art Отменить ответ

Подать работу

Расскажите нам о своем дизайне, и мы расскажем о нем миру

captcha

Осмысленно заполненные поля повышают шанс на публикацию
Сила в деталях - поделитесь ими!

Submit project

Tell us about your design and we'll tell the world about it

captcha

Meaningful filled form increases the chances of publication.
Strength in details - share them!