Как создать дизайн для детей

  • 18 ноября 2016

В помощь отечественным производителям и агентствам мы начинаем серию публикаций о детском дизайне: разберемся, как найти общий язык с ребенком и какие визуальные приемы использовать, посмотрим, как устроены лучшие мировые детские кейсы и работают ли они в наших реалиях.

На российском рынке детских товаров крайне мало упаковки, которая обращалась бы напрямую к ребенку и делала это адекватно. С продуктами, ориентированными на родителей, ситуация лучше: эта аудитория понятнее, изучать ее проще, интересы молодых родителей для нас прозрачнее, чем интересы и потребности современных детей. Есть подозрение, что неумение или неготовность общаться с ребенком — первый и главный барьер на пути к качественному дизайну.

«Делать дизайн для ребенка, не общаясь с самим ребенком, бессмысленно», — уверена Марина Степанова, арт-директор образовательной платформы Учи.ру. Ресурс помогает детям изучать предметы школьной программы в интерактивной форме, и задача дизайн-отдела — сделать интерфейс пользовательским (удобным) и эмоциональным. В противном случае ребенку будет неинтересно учиться. Правила, на которые Марина опирается при разработке интерфейсов, универсальны и будут полезны при разработке любого детского бренда.

Марина Степанова

Марина Степанова

Правило 1.
Доверять детям и общаться
с ними, как со взрослыми

К сожалению, в России пока не сложились ни доверие к детям, ни серьезное к ним отношение. Взрослым часто кажется, что ребенок не знает, чего хочет, не понимает, что происходит вокруг, — им легче построить гипотезу, что большинство детей, скажем, любят леденцы, чем провести тестирование и узнать, так ли это на самом деле (возможно, соленые огурцы вызывают не меньший интерес).

Дети могут изъясняться свободно — в отличие от взрослых, им не мешают какие-либо социальные рамки и барьеры. Поэтому так важно научиться правильно с ними разговаривать: отмести все предрассудки и общаться, как с равными. Задавать открытые вопросы — и внимательно выслушивать ответы, будучи готовым услышать что-то, что отличается от нашего первоначального представления.

 

Данил Снитко - Арт-директор Punk you Brands
Данил Снитко
Арт-директор
Punk you Brands

В России дети не участвуют в выборе товаров и почти не влияют на решение родителей о покупке до определенного возраста (9-10 лет). Это действительно заложено в культуре: патриархальное устройство работает и на уровне отдельной семьи, и на уровне целого государства. Поэтому почти вся упаковка детских товаров, сделанная в России, рассчитана на родителей. Мнение детей научились спрашивать пока только зарубежные производители.

Дизайн упаковки мороженого

Claudi & Fin by Jackdaw Design

Тестирования с детьми проходят так же, как со взрослыми. Разница лишь в том, что ребенку немного сложнее привыкнуть к новому человеку, к новому пространству. Если взрослых респондентов мы можем позвать к себе в офис на интервью, то с детьми это не работает: мы должны очень аккуратно войти в мир ребенка, чтобы не порушить его. Лучше общаться на привычной для него территории, так он будет больше расположен к общению.

Да, дети могут отвлекаться, капризничать, но ведь и у взрослых респондентов возникают похожие ситуации (стало скучно, надоело, пришло сообщение на телефон). Большой бонус — в том, что дети более откровенны. У них нет потребности выдавать себя за кого-то другого. Поэтому информация, которую мы получаем от них, чище.

Да, нередко они хотят показаться взрослее, чем они есть, — опять-таки, потому, что к ним относятся несерьезно. Поэтому так важно фокусироваться не на репликах, а на том, что дети делают, как реагируют. На наших тестированиях ребенок может заявить, что задание «для маленьких», ему не интересно, но продолжить его решать, а потом просить еще одно, и еще. Когда слова расходятся с действием, в приоритете — наблюдения за действиями.

Дизайн упаковки йогурта

Ладушки by Елена Пырко

Правило 2.
Создавать персонажей-проводников

Персонаж — самый распространенный и действенный способ вовлечения ребенка в концепцию бренда. Классные персонажи запоминаются на всю жизнь: в нашем детстве такими были герои мультфильмов и книг.

Сейчас и информационная среда, в которой обитает ребенок, и способ подачи информации изменились, стали намного агрессивнее. Часто визуальные образы пытаются «перекричать» друг друга: с помощью цветов, озвучки, монтажа. В этом случае действует правило «хочешь, чтобы тебя услышали — говори шепотом». Но шепотом — не значит невнятно или неуверенно.

Китч и безвкусица всегда первыми бросаются в глаза, но на полку поставят книгу с лучшим содержанием, которую хочется пересматривать и перечитывать всю жизнь. Так и с персонажем — он не может быть только оберткой. Даже если ребенок совсем мал и воспринимает, по сути, лишь цветовые пятна, за ними все равно должен скрываться характер, живая сущность. Ведь дети растут очень быстро, открывают мир каждый день, и если с ними рядом будет персонаж, в котором заложен потенциал проводника, рассказчика, помощника и друга, то совершенно не важно, какого цвета у него будут глазки.

Интерфейсы для детей
Интерфейсы для детей

Заврики by Учи.ру

Кстати, принцип «истории с продолжением», типичный для детских продуктов, работает не только с детьми. Дело в том, что по мере развития сюжета персонаж постепенно формирует доверие. С ним комфортно, и не нужно всякий раз вникать во что-то новое. И дизайнерам, в свою очередь, через персонажа проще последовательно доносить идею продукта.

В нашем мультсериале «Заврики», например, эту миссию выполняют динозаврик Гриша и его сестра Соня. Имена не случайные: так как в каждой серии заврики проявляют смекалку и решают каверзные математические задачи, Гришу назвали в честь Григория Перельмана, а Соню — в честь Софьи Ковалевской.

Правило 3.
Использовать простые сюжеты

Мы часто ставим себя выше ребенка: «Я лучше знаю, что тебе нужно». В некоторых аспектах это действительно так. Например, в младшем школьном возрасте дети еще не могут удерживать в голове запутанные конструкции и улавливать сложные взаимоотношения (хотя сами этого не осознают, конечно же). В их мире все пока просто и последовательно, слишком сильно закрутим сюжет — и история потеряет смысл. Чтобы не фрустрировать ребенка, нужно соблюдать простоту и линейность сюжета.

Дизайн упаковки сладкой ваты
Дизайн упаковки сладкой ваты

Flossy by Shachi Kaul

Если мы хотим, чтобы информация была усвоена, главное — заинтересовать. Здесь хорошо работают всевозможные жизненные ситуации, которые близки и понятны детям. В наших задачах по математике, например, заврик Гриша прыгает наперегонки с сестрой Соней, а бабушка измеряет его рост. И даже если мы внедряем что-то фантастическое, важно, чтобы и сюжетная линия, и задача оставались для ребенка понятными. Например, можно так же прыгать наперегонки с инопланетянином.

Еще один хороший прием — предложить ребенку главную роль, пригласить его в некий мир, который он должен исследовать. В цифровой среде уже недостаточно быть сторонним наблюдателем, нужно постоянно взаимодействовать с программой, управлять процессами, влиять на конечный результат. В любом случае, подача должна строиться на игровой парадигме, ведь именно через игру ребенок познает окружающий мир.

Дизайн упаковки детских духов

Zara Kids by Lavernia & Cienfuegos

Дизайн упаковки канцтоваров

Muzzles by Brandiziac

Правило 4.
Понимать интересы ребенка

Дети не живут в своем обособленном мире, они активно впитывают то, что происходит вокруг. Как и мы, они стали больше путешествовать, больше узнавать, они по-своему увлечены технологиями. И если раньше ребенок мечтал полететь в космос, то сейчас ему интереснее, скорее, запустить с космос спутник, изобрести что-то свое.

Безусловно, важно следить за трендами — смотреть топы подборки детских программ для планшета, рейтинги мультфильмов. Но общей формулы успеха нет: можно скопировать популярный продукт, но он не будет нравится детям. Определите для себя, зачем вы создаете продукт и какую мысль хотите донести, — а затем узнайте, нужна ли она вашей аудитории.

Помните, что рядом с ребенком всегда есть родитель или учитель — и их участие в восприятии ребенком продукта колоссальное. Взрослые тоже были детьми, и, подобрав правильные образы, мы можем обратиться к их самым теплым и искренним воспоминаниям. Причем сделать это деликатно. Не даром многие дизайнеры и иллюстраторы сейчас обращаются к ретро-стилистикам, в них часто кроется ключ к лояльности взрослого пользователя.

 

Данил Снитко - Арт-директор Punk you Brands
Данил Снитко
Арт-директор
Punk you Brands

Дети плохо владеют изобразительными средствами, не улавливают и не осознают пространственные связи, не понимают деформацию предметов при движении. Именно поэтому нарисованное ими выглядит примитивно, а не потому что они «старались нарисовать мило и по-детски, они же детки!». В голове-то у них всеми красками бушует прекрасно прорисованный мир, а не каляки, какими они в силу возраста могут выразить его на бумаге. Им нравится Дисней, а не мультфильм про «Поллитровую мышь». Поэтому имитировать в упаковке детское творчество, надеясь привлечь самих детей — бессмысленная затея. Так можно привлечь только родителей, находящихся во власти гормонов. Множество успешных компаний по всему миру — производители игрушек и мультфильмов, приложений и учебников — научились смотреть на мир глазами маленького потребителя, их опыт открыт, вся информация доступна, — и, конечно, лучше смотреть на все это по-детски широко раскрытыми глазами и анализировать по-детски непосредственным разумом.

Дизайн упаковки йогурта

DoMUšljija by Publicis Slovenia

Дизайн упаковки сосисок

Мишутка by Fabula Branding Company

Правило 5.
Помнить, что идея первична

Хороший дизайн рассказывает детям просто о сложном. Объясняет, но не утомляет. Направляет, а не дает указания. Дизайн наших продуктов, например, простой и деликатный, он работает на содержание и дополняет его ситуативными иллюстрациями. В отличии от игровых иллюстраций, они не перетягивают все внимание ребенка на себя и не воздействуют агрессивно.

Но чтобы продукт был востребован, дизайна, привлекательного для ребенка, недостаточно. Это как с китайским фонариком: покрутили в руках (маленький, прикольный, на веревочке), а на следующий день он развалился. Больше брать не будем и друзьям не посоветуем. То же самое с другими продуктами: один раз ребенок съест печенье, повозится с желанной упаковкой. Родители вчитаются в состав — и все, доверие потеряно.

Дети быстро впитывают в себя окружающую среду, и наша задача — предоставить им качественный материал для восприятия. Кроме того, в нашем случае ребенок видит, что он «поиграл» в математику на планшете, получил удовольствие — а потом ему еще и в школе стало проще заниматься. Когда дети чувствуют собственный прогресс, у них пробуждается интерес не только к продукту, но и к процессу получения новых знаний в целом.

Вам понравится


  1. Подать работу
  2. Расскажите нам о своем дизайне, и мы расскажем о нем миру
  3. Captcha
  4. Осмысленно заполненные поля повышают шанс на публикацию
    Сила в деталях - поделитесь ими!
 

cforms contact form by delicious:days

  1. Submit project
  2. Tell us about your design and we'll tell the world about it
  3. Captcha
  4. Meaningful filled form increases the chances of publication.
    Strength in details - share them!
 

cforms contact form by delicious:days