Как создать дизайн для детей

  • 18 ноября 2016

В помощь отечественным производителям и агентствам мы начинаем серию публикаций о детском дизайне: разберемся, как найти общий язык с ребенком и какие визуальные приемы использовать, посмотрим, как устроены лучшие мировые детские кейсы и работают ли они в наших реалиях.

На российском рынке детских товаров крайне мало упаковки, которая обращалась бы напрямую к ребенку и делала это адекватно. С продуктами, ориентированными на родителей, ситуация лучше: эта аудитория понятнее, изучать ее проще, интересы молодых родителей для нас прозрачнее, чем интересы и потребности современных детей. Есть подозрение, что неумение или неготовность общаться с ребенком — первый и главный барьер на пути к качественному дизайну.

«Делать дизайн для ребенка, не общаясь с самим ребенком, бессмысленно», — уверена Марина Степанова, арт-директор образовательной платформы Учи.ру. Ресурс помогает детям изучать предметы школьной программы в интерактивной форме, и задача дизайн-отдела — сделать интерфейс пользовательским (удобным) и эмоциональным. В противном случае ребенку будет неинтересно учиться. Правила, на которые Марина опирается при разработке интерфейсов, универсальны и будут полезны при разработке любого детского бренда.

Марина Степанова

Марина Степанова

Правило 1.
Доверять детям и общаться
с ними, как со взрослыми

К сожалению, в России пока не сложились ни доверие к детям, ни серьезное к ним отношение. Взрослым часто кажется, что ребенок не знает, чего хочет, не понимает, что происходит вокруг, — им легче построить гипотезу, что большинство детей, скажем, любят леденцы, чем провести тестирование и узнать, так ли это на самом деле (возможно, соленые огурцы вызывают не меньший интерес).

Дети могут изъясняться свободно — в отличие от взрослых, им не мешают какие-либо социальные рамки и барьеры. Поэтому так важно научиться правильно с ними разговаривать: отмести все предрассудки и общаться, как с равными. Задавать открытые вопросы — и внимательно выслушивать ответы, будучи готовым услышать что-то, что отличается от нашего первоначального представления.

 

Данил Снитко - Арт-директор Punk you Brands
Данил Снитко
Арт-директор
Punk you Brands

В России дети не участвуют в выборе товаров и почти не влияют на решение родителей о покупке до определенного возраста (9-10 лет). Это действительно заложено в культуре: патриархальное устройство работает и на уровне отдельной семьи, и на уровне целого государства. Поэтому почти вся упаковка детских товаров, сделанная в России, рассчитана на родителей. Мнение детей научились спрашивать пока только зарубежные производители.

Дизайн упаковки мороженого

Claudi & Fin by Jackdaw Design

Тестирования с детьми проходят так же, как со взрослыми. Разница лишь в том, что ребенку немного сложнее привыкнуть к новому человеку, к новому пространству. Если взрослых респондентов мы можем позвать к себе в офис на интервью, то с детьми это не работает: мы должны очень аккуратно войти в мир ребенка, чтобы не порушить его. Лучше общаться на привычной для него территории, так он будет больше расположен к общению.

Да, дети могут отвлекаться, капризничать, но ведь и у взрослых респондентов возникают похожие ситуации (стало скучно, надоело, пришло сообщение на телефон). Большой бонус — в том, что дети более откровенны. У них нет потребности выдавать себя за кого-то другого. Поэтому информация, которую мы получаем от них, чище.

Да, нередко они хотят показаться взрослее, чем они есть, — опять-таки, потому, что к ним относятся несерьезно. Поэтому так важно фокусироваться не на репликах, а на том, что дети делают, как реагируют. На наших тестированиях ребенок может заявить, что задание «для маленьких», ему не интересно, но продолжить его решать, а потом просить еще одно, и еще. Когда слова расходятся с действием, в приоритете — наблюдения за действиями.

Дизайн упаковки йогурта

Ладушки by Елена Пырко

Правило 2.
Создавать персонажей-проводников

Персонаж — самый распространенный и действенный способ вовлечения ребенка в концепцию бренда. Классные персонажи запоминаются на всю жизнь: в нашем детстве такими были герои мультфильмов и книг.

Сейчас и информационная среда, в которой обитает ребенок, и способ подачи информации изменились, стали намного агрессивнее. Часто визуальные образы пытаются «перекричать» друг друга: с помощью цветов, озвучки, монтажа. В этом случае действует правило «хочешь, чтобы тебя услышали — говори шепотом». Но шепотом — не значит невнятно или неуверенно.

Китч и безвкусица всегда первыми бросаются в глаза, но на полку поставят книгу с лучшим содержанием, которую хочется пересматривать и перечитывать всю жизнь. Так и с персонажем — он не может быть только оберткой. Даже если ребенок совсем мал и воспринимает, по сути, лишь цветовые пятна, за ними все равно должен скрываться характер, живая сущность. Ведь дети растут очень быстро, открывают мир каждый день, и если с ними рядом будет персонаж, в котором заложен потенциал проводника, рассказчика, помощника и друга, то совершенно не важно, какого цвета у него будут глазки.

Интерфейсы для детей

Интерфейсы для детей

Заврики by Учи.ру

Кстати, принцип «истории с продолжением», типичный для детских продуктов, работает не только с детьми. Дело в том, что по мере развития сюжета персонаж постепенно формирует доверие. С ним комфортно, и не нужно всякий раз вникать во что-то новое. И дизайнерам, в свою очередь, через персонажа проще последовательно доносить идею продукта.

В нашем мультсериале «Заврики», например, эту миссию выполняют динозаврик Гриша и его сестра Соня. Имена не случайные: так как в каждой серии заврики проявляют смекалку и решают каверзные математические задачи, Гришу назвали в честь Григория Перельмана, а Соню — в честь Софьи Ковалевской.

Правило 3.
Использовать простые сюжеты

Мы часто ставим себя выше ребенка: «Я лучше знаю, что тебе нужно». В некоторых аспектах это действительно так. Например, в младшем школьном возрасте дети еще не могут удерживать в голове запутанные конструкции и улавливать сложные взаимоотношения (хотя сами этого не осознают, конечно же). В их мире все пока просто и последовательно, слишком сильно закрутим сюжет — и история потеряет смысл. Чтобы не фрустрировать ребенка, нужно соблюдать простоту и линейность сюжета.

Дизайн упаковки сладкой ваты

Дизайн упаковки сладкой ваты

Flossy by Shachi Kaul

Если мы хотим, чтобы информация была усвоена, главное — заинтересовать. Здесь хорошо работают всевозможные жизненные ситуации, которые близки и понятны детям. В наших задачах по математике, например, заврик Гриша прыгает наперегонки с сестрой Соней, а бабушка измеряет его рост. И даже если мы внедряем что-то фантастическое, важно, чтобы и сюжетная линия, и задача оставались для ребенка понятными. Например, можно так же прыгать наперегонки с инопланетянином.

Еще один хороший прием — предложить ребенку главную роль, пригласить его в некий мир, который он должен исследовать. В цифровой среде уже недостаточно быть сторонним наблюдателем, нужно постоянно взаимодействовать с программой, управлять процессами, влиять на конечный результат. В любом случае, подача должна строиться на игровой парадигме, ведь именно через игру ребенок познает окружающий мир.

Дизайн упаковки детских духов

Zara Kids by Lavernia & Cienfuegos

Дизайн упаковки канцтоваров

Muzzles by Brandiziac

Правило 4.
Понимать интересы ребенка

Дети не живут в своем обособленном мире, они активно впитывают то, что происходит вокруг. Как и мы, они стали больше путешествовать, больше узнавать, они по-своему увлечены технологиями. И если раньше ребенок мечтал полететь в космос, то сейчас ему интереснее, скорее, запустить с космос спутник, изобрести что-то свое.

Безусловно, важно следить за трендами — смотреть топы подборки детских программ для планшета, рейтинги мультфильмов. Но общей формулы успеха нет: можно скопировать популярный продукт, но он не будет нравится детям. Определите для себя, зачем вы создаете продукт и какую мысль хотите донести, — а затем узнайте, нужна ли она вашей аудитории.

Помните, что рядом с ребенком всегда есть родитель или учитель — и их участие в восприятии ребенком продукта колоссальное. Взрослые тоже были детьми, и, подобрав правильные образы, мы можем обратиться к их самым теплым и искренним воспоминаниям. Причем сделать это деликатно. Не даром многие дизайнеры и иллюстраторы сейчас обращаются к ретро-стилистикам, в них часто кроется ключ к лояльности взрослого пользователя.

 

Данил Снитко - Арт-директор Punk you Brands
Данил Снитко
Арт-директор
Punk you Brands

Дети плохо владеют изобразительными средствами, не улавливают и не осознают пространственные связи, не понимают деформацию предметов при движении. Именно поэтому нарисованное ими выглядит примитивно, а не потому что они «старались нарисовать мило и по-детски, они же детки!». В голове-то у них всеми красками бушует прекрасно прорисованный мир, а не каляки, какими они в силу возраста могут выразить его на бумаге. Им нравится Дисней, а не мультфильм про «Поллитровую мышь». Поэтому имитировать в упаковке детское творчество, надеясь привлечь самих детей — бессмысленная затея. Так можно привлечь только родителей, находящихся во власти гормонов. Множество успешных компаний по всему миру — производители игрушек и мультфильмов, приложений и учебников — научились смотреть на мир глазами маленького потребителя, их опыт открыт, вся информация доступна, — и, конечно, лучше смотреть на все это по-детски широко раскрытыми глазами и анализировать по-детски непосредственным разумом.

Дизайн упаковки йогурта

DoMUšljija by Publicis Slovenia

Дизайн упаковки сосисок

Мишутка by Fabula Branding Company

Правило 5.
Помнить, что идея первична

Хороший дизайн рассказывает детям просто о сложном. Объясняет, но не утомляет. Направляет, а не дает указания. Дизайн наших продуктов, например, простой и деликатный, он работает на содержание и дополняет его ситуативными иллюстрациями. В отличии от игровых иллюстраций, они не перетягивают все внимание ребенка на себя и не воздействуют агрессивно.

Но чтобы продукт был востребован, дизайна, привлекательного для ребенка, недостаточно. Это как с китайским фонариком: покрутили в руках (маленький, прикольный, на веревочке), а на следующий день он развалился. Больше брать не будем и друзьям не посоветуем. То же самое с другими продуктами: один раз ребенок съест печенье, повозится с желанной упаковкой. Родители вчитаются в состав — и все, доверие потеряно.

Дети быстро впитывают в себя окружающую среду, и наша задача — предоставить им качественный материал для восприятия. Кроме того, в нашем случае ребенок видит, что он «поиграл» в математику на планшете, получил удовольствие — а потом ему еще и в школе стало проще заниматься. Когда дети чувствуют собственный прогресс, у них пробуждается интерес не только к продукту, но и к процессу получения новых знаний в целом.

Вам понравится