Как составить бриф на разработку логотипа
Плохой бриф — плохой дизайн, хороший бриф — хороший дизайн. Стала ли эта профессиональная максима вашей мантрой или пока нет, — почитайте свежие правила составления грамотного брифа от эксперта профессионального ресурса LogoLounge Иена Педжета (Ian Padget), которые WTP публикует с разрешения автора.
Будучи шефом мини-студии Logo Geek, специализирующейся на разработке логотипов и айдентики бренда, Иен как никто другой знает, как редко встречаются клиенты, готовые сразу предоставить толковое техзадание. В большинстве случаев заказчики не знакомы с организацией дизайн-процессов, так что по ходу работы их приходится направлять и обучать — в том числе и при подготовке брифа.
Что такое бриф?
Бриф — это набор инструкций, которые очерчивают контуры желаемого результата работы.
У брифа на дизайн логотипа нет общепринятого формата, но все брифы подчиняются одной цели: сформулировать задачи проекта так, чтобы вы понимали, что рисуете и почему. И, что важнее, чтобы дизайнер и клиент имели общее видение показателей, которым должен соответствовать конечный результат.
Прежде чем составить бриф, вам нужно разобраться в сути бизнеса клиента, его конкурентах и целевой аудитории.
Понимаем бизнес
Я предпочитаю высылать клиентам анкету, после заполнения которой, если требуется, мы проговариваем детали. Есть вопросы, на которые сложно ответить сходу. Анкета дает клиенту возможность подумать, поднять дополнительную информацию, проконсультироваться с другими участниками проекта.
Я сверстал вопросник в InDesign, экспортировал его в PDF и сделал форму интерактивной в Adobe Professional. Такой метод дает больший контроль над дизайном, чем Word, а результат выглядит гораздо профессиональнее. Но на случай, если клиенту неудобно работать с PDF, у меня есть вордовский вариант.
Первый лист моей анкеты:
Например, я спрашиваю:
- Как называется компания?
- Есть ли тэглайн или слоган, который может быть вписан в лого?
- Какие товары или услуги вы предлагаете?
- Сколько лет существует компания?
- Сколько в ней сотрудников?
- Кто ваши конкуренты?
- Что отличает вас от ваших конкурентов?
- Есть ли у вашего бизнеса особая история?
- Есть ли какие-то визуальные образы, ассоциирующиеся с вашим бизнесом или его спецификой?
- Каким будет ваш бизнес через 5 лет?
- Что важно для ваших клиентов? (Какой образ жизни они ведут? Что приносит им удовольствие? Какие бренды они потребляют?)
- Какие проблемы аудитории решает ваш продукт/услуга?
- Как аудитория получает информацию о продукте, организации, услуге?
- С какими словами ваша аудитория должна ассоциировать вашу компанию?
- В целом, какие логотипы и бренды, на ваш взгляд, импонируют вашей аудитории?
- Какие имеются предпочтения и противопоказания в отношении дизайна?
Иногда ответ рождает дополнительные вопросы, которые можно прояснить в ходе разговора.
Некоторые собственники дают в анкете очень общую информацию или ограничиваются односложными ответами. В таком случае обязательно обговорите все детали лично.
Определяем цели логотипа
На основе собранной информации составьте список целей, которые должен достичь логотип. В таком списке удобно ориентироваться, его легко править, если клиент окажется с чем-то не согласен. Он также работает как чек-лист, с которым можно сверяться по ходу, и референс, на который можно ссылаться при презентации логотипа.
Пример брифа на разработку логотипа
Ниже пример брифа для Minternet — соло-студии фриланс-дизайнера Майка Мунро. Обратите внимание, что пункты охватывают и сам бизнес, и его целевую аудиторию, и персональные предпочтения заказчика.
- Создать логотип для Minternet Web Design
- Где необходимо, использовать слоган «Fresh, Clean, Crisp Web Design»
- Представить надежного подрядчика в сфере веб-дизайна и разработки с прозрачными и честными услугами
- Представить дизайнера, который поддерживает индустрию и развитие сообщества
- Если возможно, представить его как компетентного специалиста, который всегда открыт к обсуждению, прислушивается к клиентам, уважает их вклад и идеи
- При необходимости использовать уникальную персональную историю — архитекторское образование Майка
- Дизайн должен быть простым, элегантным, чистым и минималистичным, чтобы соответствовать слогану компании
- Дизайн должен отвечать потребностям заказчиков, преимущественно частных лиц, которые ищут полный спектр услуг по приемлемой цене
- Дизайн должен хорошо работать как в вебе и соцсетях, так и в офлайновых промо-материалах
- Дизайн не должен быть громким, ярким или перегруженным
- Насколько возможно, дизайн должен ассоциироваться со следующими словами: профессиональный, дружелюбный, амбициозный, современный, креативный, увлеченный, знающий и талантливый
- Фокус на «внимание к деталям» — специфику творческого метода студии
Узнать больше о процессе разработки логотипа Minternet можно в блоге LogoGeek.
Дизайн-бриф — это важно
Если бриф составлен плохо — даже если дизайн, на ваш взгляд, хорош, — работу скорее всего завернут, просто потому что вам не удалось понять, что требовалось от логотипа.
Вот почему так важно снять с клиента всю необходимую информацию. В противном случае винить в отказе можно только себя.
Хороший бриф даст отправную точку для исследования рынка, аудитории и подбора референсов, подкрепит ваши аргументы при презентации. Ваш дизайн с большей степенью вероятности понравится клиенту и, что важнее, будет эффективнее работать в реальном мире.
Еще стоит уточнить у клиента, как и куда он этот логотип собирается пристроить. Если на сайт — неплохо бы сочетать с цветовой гаммой этого сайта, а если думает наносить на одежду и сувениры — тоже надо учесть особенности. Например, для вышивки следует избегать градиентов: http://www.promvishivka.ru/logotip.html