Solovyovdesign: как проектируется пластиковая упаковка
Пластмассовая упаковка, спроектированная им в годы работы в белорусском «Миране», в России хорошо известна – в свое время кувшины и крынки с косметикой на козьем молоке покупали даже те, кому рановато было томиться проблемами омоложения. Матовые флаконы имитировали деревенскую глиняную посуду с той подкупающей декоративностью, какой удается добиться разве что производителям шикарной игрушечной посуды – девушки нас поймут. Сегодня автор этой серии, Игорь Соловьев, в составе семейного дизайнерского дуэта Solovyovdesign работает с заказчиками со всего мира, включая американское агентство ProductoPop – крупнейшего поставщика нескучных рекламных концепций. По просьбе «What the pack?» Игорь рассказал об упаковке как ведомстве промышленного дизайна, попутно раскрыв несколько профессиональных секретов.
Producto POP вышли на нас благодаря старому проекту одноразовых часов «Таймфлекс», который был опубликован на одном из популярных сайтов о дизайнерских новинках. Интересно, что с момента публикации до первого контакта прошло несколько лет.
В компании определили основные задачи, в остальном была свобода, даже временные рамки не ставились жестко. Главным требованием было генерирование идей – поэтому многие разработки до сих пор и остаются неопубликованными.
В отличие от многих наших заказчиков, которые могут долго не принимать проект, прося внести то одно, то другое изменение, тут доверяют твоему профессионализму и принимают или не принимают работу целиком. Были свои особенности и на стадии воплощения объекта: их конструкторы трепетно относятся к работе дизайнера и ищут возможности воплотить разработанный образ досконально, тогда как у нас зачастую проект безжалостно ломается под привычные возможности производства. Кроме того, шеф-дизайнер периодически высылал разработчикам информационную подборку о новейших материалах и технологиях производства.
И у наших, и у зарубежных заказчиков отношение к упаковке достаточно серьезное: все хотят получить хороший результат на выходе. Однако изначальные условия могут быть различны. Зачастую у зарубежных заказчиков бóльший бюджет на производство, устоявшиеся схемы сбыта и рекламы продукции, сформированные и четко соблюдаемые характеристики бренда. Нашим производителям все приходится отрабатывать с нуля и небольшими средствами добиваться желаемого результата.
Упаковка – это не просто самодостаточный объект, а часть системы потребления. Поэтому необходимо разобраться в особенностях продукта, способе и месте распространения конечного (упакованного) товара, в процессе взаимодействия человека с этим товаром. Немаловажно и знание технологии производства самой упаковки. В зависимости от названных условий и поставленной задачи где-то на первый план выходят технологичность, взаимозаменяемость элементов, дешевизна производства, а где-то наоборот, эксклюзивность и новизна образа или новое потребительское свойство.
Очень часто под разработкой упаковки понимают графическое оформление картонной развертки. Поэтому «промышленники» отдают это на откуп графическим дизайнерам. Кроме того, многие фирмы, которые занимаются промышленным производством упаковки, стремятся использовать одно и то же изделие сразу для нескольких брендов, что ведет к некоторому обезличиванию и унификации ее образа. Случаи, когда проектируется эксклюзивная упаковка для конкретного бренда, достаточно редки.
Влияние технических ограничений на конечный результат характерно для всех видов промышленного дизайна, и упаковка, конечно, не исключение. Во многом это вопрос опыта работы на конкретном производстве и умения соотнести художественный образ изделия – с конструктивными и технологическими особенностями.
У меня наибольший опыт в разработке пластмассовой упаковки для косметической продукции. Если говорить о ней, то здесь существуют две основные технологии: литье под давлением и выдув. В первом случае необходимо, чтобы форма легко разнималась, а деталь не образовывала поднутрений и была равностенная. Во втором главное – рассчитать форму флакона таким образом, чтобы стенки не оказались слишком тонкими и не порвались. Кроме того, важен коэффициент соотношения ширины и глубины флакона – далеко не все пропорции можно воспроизвести. Имеет значение и форма изделия – она также не должна образовывать поднутрений.
Очень часто один колпачок используют для укупорки нескольких видов флаконов, так как литьевая форма дороже выдувной. У каждого вида, как правило, бывает несколько типоразмеров (например, 150 и 250 мл). Этот момент необходимо учитывать заранее, на стадии проектирования, иначе существует большая вероятность непропорциональности последующих изделий.
Декорация этикеткой требует, чтобы плоскость была выгнута только в одном направлении (на шарообразную поверхность этикетку не наклеишь). Как правило, многие заказчики хотят максимально возможную поверхность для наклейки этикетки, и чтобы флакон был визуально бóльшим. Периодически возникает требование, чтобы флакон был устойчив в перевернутом состоянии, поэтому крышка флакона должна быть ровной…
Перечисленные ограничения – это только вершина айсберга. На любом производстве существуют свои нюансы и, чтобы постичь их, нужно проработать не один год.
С каждым проектом – своя история. Например, с «Козьим молоком» заказчик хотел видеть кувшин. Сначала было сделано много разных стилизованных вариантов, от амфор до современных кувшинов, и только потом нашелся своеобразный «деревенский» образ.
С «Сириусом» работа начиналась «с чистого листа», и единственной отправной точкой был сам крем – основанный на передовых косметических технологиях. В любом случае, надо отдать должное смелости заказчика и его готовности рассматривать самые неожиданные варианты.
Патентование формы не имеет особого смысла, так как для того, чтобы ее подделать, достаточно совсем немного изменить силуэт, угол наклона или радиус – формально это будет уже новое изделие. Появлению уникальных изделий на рынке препятствует и тот факт, что не все производители готовы вложить средства в оригинальный образ продукта, успех которого не очевиден. С определенной долей вероятности можно прогнозировать успех «универсальной» упаковки. С эксклюзивными проектами гораздо сложнее.
Как и любому человеку, мне хочется, что бы упаковка была удобна в использовании и практична. Хотя в последнее время я все больше смотрю на ее целесообразность. Насколько оправдано, скажем, использование 30 г полиэтилена в производстве флакона для шампуня, после использования которого упаковка просто выбрасывается в урну? Или использование ПЭТ бутылки для воды, которая стоит в сотни раз меньше чем сама упаковка? Наверное, я стал плохим потребителем.
Хотя как потребитель я вижу, что появляются интересные детали в оформлении современной упаковки, декоративные элементы, сопроводительная продукция. Используются новые красители и материалы, дающие не только интересные визуальные, но и тактильные эффекты.
Как дизайнер я не вижу особенных «прорывов». Должна или появиться новая технология, позволяющая производить упаковку на качественно новом уровне, или смениться парадигма потребления, которая бы подтолкнула к кардинальному изменению ситуации. Скажем, в той же косметике не производить единичные флаконы для массового потребления, а использовать наполняемые емкости наподобие стационарных контейнеров для жидкого мыла.
В чем проблема отечественной упаковки? Здесь не может быть одной причины, это всегда комплекс проблем. Тут и опыт взаимодействия дизайнера и представителей производства, и желание слушать и доверять друг другу, и общий вкус потребителя и заказчика, и небольшие бюджеты, и особенности политики производителя.
Сложно спорить с тем, что уровень культуры потребления и уровень вкуса за последние несколько десятилетий сильно изменились в лучшую сторону. Не последнюю роль в этом процессе сыграла и упаковка, которая является «мостом» между потребителем и продуктом. Другой момент, что для воспитания вкуса надо постоянно предлагать новый подход в презентации продукта. Если этого не происходит и решения упаковки с большего повторяют предыдущие, лишь с незначительными изменениями, говорить о воспитании вкуса – преувеличение.
Иллюстрации взяты с сайта solovyovdesign.
There are no comments
Add yours