Оксана Девочкина: легкий способ пополнить портфолио

  • 4 мая 2012

Несмотря на всю дружелюбность формата, дизайнеры нередко испытывают предубеждение к бесплатным интернет-тендерам. За рассказами заказчиков о том, как хочется свежих мыслей и как огорчает конвейерный подход крупных агентств, фрилансерам слышится желание получить сотню идей по цене одной. Их осторожность можно понять, если воспринимать тендер как авантюру, а не как один из способов обмена идей на деньги. Оксана Девочкина, арт-директор проекта «Go Designer» и сооснователь блога «Tutdesign», рассказала WTP о том, каким дизайнерам и заказчикам подходит этот способ.

У меня был опыт работы в самом творческом агентстве Петербурга, где, бывало, господствовал клиентский креатив. В сетевом агентстве у дизайнера не всегда есть возможность встретиться с клиентом и понять, что он хочет, а менеджеры не могут донести твои идеи или советы – они, как правило, преследуют другие цели и не обладают необходимым словарным запасом, чтобы дискутировать на темы дизайна, актуального искусства или композиции.

Эта иерархия меня убивала. У меня было ощущение, что я не могу понять, чего хочет заказчик, и, как результат, не могу достучаться до него. Вместе с тем я понимала, что есть большая аудитория, которая не может позволить себе рекламное агентство, но для которой мои коллеги делают фестивальные работы и без семизначного гонорара.

Суммировав все эти мысли, наличие блога «Tutdesign» и хорошее понимание целевой аудитории, мы органично пришли к необходимости создания платформы, на которой дизайнер мог бы напрямую общаться с заказчиком, писать ему хоть короткие сообщения, хоть трактаты, чтобы донести свой замысел. Так появился «Go designer». Идея родилась у Максима Федченко, а я смогла показать ему уже существующий итальянский аналог – bootb.com (он с августа перестал обновляться – вполне вероятно, не выдержал конкуренции с более прогрессивными западными краудсорсинговыми проектами).


Творческое сообщество мы привлекли, прежде всего, благодаря «Tutdesign». Основная аудитория – это дизайнеры и копирайтеры, творческая продвинутая молодежь, студенты, фрилансеры, которые хотят независимости, ищут интересные проекты и сами решают, для кого работать. Кто-то учится в Барселоне, Милане, Бостоне, Москве. Кто-то уже работал с крупными брендами. Кто-то сидит днем на работе, и в свободные часы пробует свои силы у нас. Этих ребят мы отбирали для бета-тестинга и подробно изучали резюме.

Есть и студенты, которым очень хочется работать, но сложно найти хоть какие-то заказы. Для них подобный формат – возможность создать портфолио на основе фактических решений, отвечающих конкретному брифу, а не утопических арт-проектов из рукотворных рассыпающихся работ.

Безусловно, платформа создана не только для дизайнеров, но и для тех, кому нужны их креативные решения. Заказчики также приходят благодаря интернет-каналам. В основном это бизнесмены, маркетологи, те, кто открывает свой бизнес и нуждается в творческих решениях. Но это могут быть и рекламные агентства, которым нужны руки для выполнения определенной задачи или мозгового штурма.

В целом их можно описать так: молодая аудитория 25-45 лет, проводящая много времени в сети. Они покупают билеты или одежду через интернет, они смелые, они не боятся оплачивать услуги по карте, это экспериментаторы, которым нужны новые и эффективные результаты.

Интернет-технологии настолько ушли вперед, что даже тендеры, для участия которых приглашают несколько агентств, не дадут такого количества решений. Это абсолютно новый подход, революция. Можно ли получить действительно оригинальную работу при таком подходе? Безусловно. И практика уже это показала.

Вначале некоторых участников смущало количество конкурентов, но со временем появился азарт, теперь они даже открыто поощряют друг друга, подсказывают, что можно было бы поправить, как улучшить. Иногда даже хвалят друг друга. Им самим интересно видеть, как развивается процесс, и даже понимая, что фаворит уже есть, они пробуют свои силы. И тут часто дело даже не в деньгах – порой даже не самые дорогие питчи получают большее количество решений.

Заказчик публикует бриф и участвует в процессе наравне с дизайнерами. Он может направлять их, комментировать, выставлять рейтинг, помогая лучше понять себя – в этом случае он получит еще больше подходящих решений. Если дизайнер не согласен с позицией заказчика, он вправе не следовать комментариям – это его выбор, он сам решает, хочет победить или вовсе выйти из игры.

Важно понять: никто никому идеи свои не дарит. Это рабочая платформа. Она дает возможность дизайнерам зарабатывать, а мы являемся гарантом того, что труд будет вознагражден. Создавая питч на сайте, заказчик оплачивает его сразу же, и если он выбирает идею, то получает права и макеты только выбранного решения (оставляя за собой возможность внесения 3 поправок). Права на другие идеи принадлежат авторам, и они вправе адаптировать их для участия в другом питче и попробовать заработать в другой раз.

Мы переводим дизайнеру гонорар только в том случае, если заказчик нажимает кнопку «Одобрить макеты», подтверждая свое решение. Дизайнер, таким образом, не остается без вознаграждения, а заказчик не теряет время с безответственным фрилансером. Мы не приветствуем личного общения между заказчиком и дизайнеров вне платформы, ведь в таком случае мы не сможем обезопасить ту или иную сторону от безответственного отношения. Поэтому все вопросы и завершительный процесс происходят внутри платформы.


Проект запустился всего месяц назад, и вполне оправданно, что первыми заказчиками стали такие же продвинутые пользователи в сети – только за первые 2 недели с нами уже поработали Yota, Surfinburd и другие небезынтересные стартапы, причем при отсутствии какой-либо рекламы. Со временем планируем выйти за границы «оболочки для поиска подрядчиков» и заявить о себе как о серьезной альтернативе агентствам.

Хотя, безусловно, агентства останутся. Такая же ситуация была с приходом телевидения – за границей все говорили, что не будет больше печатной рекламы, не будет журналов, газет и плакатов, с приходом телевидения все умрет. В результате, реклама есть везде – и на афишах, и в журналах, и в газетах, а теперь – и в интернете. 

Иллюстрации с сайта godesigner.ru

Вам понравится


Подать работу

Расскажите нам о своем дизайне, и мы расскажем о нем миру

captcha

Осмысленно заполненные поля повышают шанс на публикацию
Сила в деталях - поделитесь ими!

Submit project

Tell us about your design and we'll tell the world about it

captcha

Meaningful filled form increases the chances of publication.
Strength in details - share them!