Wunderbar: 6 мифов об открытии агентства
В молодой московской студии Wunderbar работают трое. Два арт-директора, Саша Кищенко и Саша Черницкий, вместе росли в Чите и дружат с пятого класса; о третьем члене команды, «секретном бизнес-стратеге „О“», ничего не известно. У Кищенко за плечами РИА Новости и Depot WPF и пять профессиональных премий за шумный командный проект Eat&Go, у Черницкого — работа в Leo Burnett и Publicis Russia. В 2014 году, несмотря на советы искушенных коллег, оба покинули штаты крупных агентств и открыли свою студию — «карманную», как они говорят.
Сегодня Wunderbar успешно занимается айдентикой, диждиталом и стратегическим планированием, по необходимости привлекая на специфические задачи вроде иллюстрации или препресса знакомых ребят. Похоже, своим существованием студия опровергает сразу несколько мифов, связанных с открытием собственного дела, прежде всего — о том, что запускать студию в разгар кризиса — самоубийство. По просьбе WTP Wunderbar прошелся по основным мифам и сформулировал пять советов для провинциальных дизайнеров с большими амбициями.
Миф № 1: Открывать агентство
в кризис неразумно
Саша Кищенко: — Мы открыли агентство осенью 2014 года — в самый разгар путешествия рубля в адское пекло, когда слова «санкции» и «курсы валют» становились самыми популярными даже в начальной школе. В такие моменты всем не до дизайна. Но в итоге это заставляет и дизайнеров, и бизнес шевелить мозгами. Нас это, например, заставило продвигать себя на запад, придумывать собственные проекты и идти с предложениями к клиентам, а не ждать, когда те сами созреют.
Нам нравится формат небольшого агентства — он обеспечивает интимность. Получается общаться напрямую с директорами бизнеса, срастаться с задачей. Наши цели на ближайшее будущее — идти выбранным путем, получать живой опыт общения и увеличивать поток заказов из разных стран мира, чтобы не зависеть от чьей-либо шаткой экономики.
Миф № 2: Работать с друзьями невозможно
Саша Черницкий: — Мы слишком давно знаем друг друга, чтобы ругаться из-за какой-то работы.
Саша Кищенко: — Мы взаимодополняющие типы личности. Если мне больше хочется бахнуть крупно, то Саше — залезть вглубь и доточить все мелочи. Плюс у нас есть разделение, хоть оно и условно: моя область — брендинг, его — диджитал. А может, каждый немного опасается за свое здоровье, если перегнет палку, — все-таки мы ребята крупные. К тому же из Читы, суровый край. Чуть неровное слово — и все, заточку в ухо.
Если честно, нас даже наши девушки ревнуют, говорят, мы друг друга понимаем лучше, чем их. (Милая, это не так! Этот тип мне тебя не заменит).
Миф № 3: В крупном агентстве надежнее
Саша Кищенко: — Нас, пожалуй, корректно сравнивать только с маленькими студиями: у больших другие цели и методы. У них есть задача заработать много денег, у нас — максимально эффективно сделать свою работу.
Саша Черницкий: — Крупное агентство — это отличный опыт, это собственные методики, сильные креативные директора. Такая работа закаляет характер и силу воли, но для меня лично она была очень опустошающей в эмоциональном плане. Когда чувствуешь, что накопилась усталость, что перестаешь любить то, чем занимаешься, что тянет быть независимым, иметь полную свободу в выборе решений и заказов — время начинать работать на себя и по своим правилам.
Саша Кищенко: — Авантюризм и жажда свободы — что еще может оторвать моряка от насиженных мест! Однажды я устроился в фирму Граф Люкс в Чите на 3 дня, просто чтоб разобраться, каково это. Чтобы вы понимали, как работает дизайнер в такой фирме, — это живая очередь. То есть к моему столу буквально стояла очередь из трех человек и ждала, когда я сделаю им дизайн. Меня хватило на день, потом я начал откровенно халтурить.
Миф № 4: Без офиса в Москве никуда
Саша Кищенко: — У вас есть фильтр для клиентов, чтобы они видели правильный ответ — типа у нас прекрасный лофт в центре Москвы? Понты в нашей профессии — не последнее дело.
Саша Черницкий: — Да что там, у нас даже два офиса! Две съемные квартиры, в которых мы живем. Вообще офис — это хорошо, это статус. Особенно если это не «кишка» опенспейса. Но в Москве это большая роскошь, особенно для начинающих компаний. Пока он нам не по карману, да и если честно, мне всегда комфортно работалось дома.
Саша Кищенко: — На самом деле, на данном этапе он не нужен. Работаем на кухне, к клиентам ездим сами. Если клиент уже в нас поверил и влюбился, можем и на чай позвать. Мы люди простые, чего стесняться.
Миф № 5: Самое сложное — бухгалтерия
Саша Кищенко: — В первые месяцы мы узнали столько всевозможных схем «легального» перевода денег, о которых раньше и не слышали! Один клиент из госкомпании перебрал по очереди 6 вариантов оплаты, пока не нашел подходящий. А все потому, что вышестоящему начальству сложно объяснять, что это за брендинг такой и почему за него нужно платить больше, чем за пескоструйный аппарат китайского производства.
Саша Черницкий: — Бухгалтерию мы ведем сами, с уважением к уголовному кодексу. Используем сервис онлайн-бухгалтерии Мое дело, который пока оставляет исключительно приятные впечатления.
Саша Кищенко: — Реально очень удобная интегрированная с банком система учета.
Миф № 6 Клиент придет сам
Саша Кищенко: — Когда мы начинали, главный совет от людей из бизнеса был: «Не открывайте своего агентства». В целом, все это чепуха. Россия большая, мир еще больше, задач хватит всем. Важно не сидеть на месте, а искать самим. Видите ребят, которые делают интересный проект, — инвестируйте в них дизайном. Как когда-то сказал Сане его босс: «Работай, деньги тебя догонят».
Сейчас у нас три основных клиентских потока. Первый — это старые клиенты и работодатели. Второй — сознательное продвижение на запад. Для этого мы используем сайты о дизайне, оправляем как реальные проекты, так и концепты. Третий путь — самый любимый: мы сами приходим к бизнесу, который нам нравится, и предлагаем ему свои услуги.
Зачастую у бизнеса нет свободных денег, но есть потребность в росте. Тогда мы вместе придумываем, как за счет синтеза наших усилий и их стремлений мы сможем заработать и вывести продукт на новый уровень. Пример такого сотрудничества — ребрендинг школы английского языка Easy School.
Раньше в институтах были распределения. Чтобы все хорошие специалисты не оседали в теплом месте, их распределяли по стране. Может, московским вузам тоже так делать? Выпустился из Строгановки — все, поехал работать куда-нибудь на Машзавод г. Читы. Глядишь и уровень бы подняли. Или сам дизайнер может взять на себя ответственность за будущее и пойти, скажем, работать на Почту России — месить систему изнутри, а не ждать, когда Почта России придет к нему сама.
5 советов провинциальным дизайнерам с амбициями от Wunderbar
Если раздумываете, не съездить ли поучиться, — езжайте обязательно.
Не боги горшки обжигают.
Все большие агентства — это большие люди.
Убери пару человек — и ничего не останется.
Москва не резиновая.
Жизнь — одна большая шутка над человеком. Шутка в том, что все самое важное человек понимает слишком поздно, когда уже нет возможности поступить по-другому. Никакие советы не помогут, все нужно испытать самому. И тогда появится опыт. Который, может, позволит в следующий раз поступить умнее.
Но скорее всего, вы опять поступите, как идиот.
There are no comments
Add yours