Эксклюзив: Orhan Irmak Tasarim, Турция
Совместно с командой брендингового агентства Depot WPF мы продолжаем публиковать эксклюзивные интервью с директорами компаний, входящих в содружество GLBA — Global Local Branding Alliance. В рамках цикла семь профессионалов из семи стран расскажут о специфике национального рынка и особенностях потребительских предпочтений, о том, что работает и не работает в местном брендинге, — и о качествах, которыми должен обладать дизайнер, желающий поработать в другой стране.
Мы уже познакомились с агентствами из Китая и Южной Африки, теперь к проекту подключается Турция. Орхан Ирмак, креативный директор стамбульского агентства Orhan Irmak Tasarım, рассказал WTP о национальных особенностях турецкой упаковки, о ценности альтернативных решений и о том, почему главное требование к будущему сотруднику Orhan Irmak Tasarim — быть счастливым.
Орхан Ирмак: — Orhan Irmak Tasarım появилось 12 лет назад. Для креативного рынка того времени запуск агентства, специализирующегося на упаковочном дизайне, был в новинку: упаковку тогда по большей части заказывали фрилансерам или отдавали на откуп арт-отделам типографий и производственных компаний, транснациональные бренды работали с крупными подрядчиками через филиалы в Стамбуле, а локальных специализированных агентств практически не было. Мы стали одной из первых профильных дизайн-компаний в Турции — и одной из немногих, готовых предоставить брендам комплексные решения, которые включают и промышленный, и графический дизайн.
Мы с самого начала стремились достичь уровня глобальных брендинговых агентств. Перед ними, впрочем, у нас было особое преимущество — доскональное знание локального рынка и особенностей местных потребителей (в конце концов, упаковка — это всегда часть культуры). Сейчас мы благополучно сотрудничаем как с известными мировыми брендами, так и со звездами отечественного рынка.
Я абсолютно уверен, что упаковочный дизайн в каждой стране имеет уникальное «лицо» и свои культурные особенности, — так же, как музыка, вкусовые предпочтения, обычаи, значения цвета и так далее. Турецких потребителей, например, всегда привлекают яркие цвета. У пастельных просто нет шансов, когда человек бегло просматривает продукты на полке.
В то же время, в Турции достаточно молодых и любопытных, которые всегда отзываются на новые бренды и продукты. Этот фактор влияет на дизайн упаковки в Турции в целом: молодые потребители ожидают, что бренды будут использовать свежие образы, динамичный визуальный язык.
А вот новые формы, точнее, новые конструкторские решения, работают на всех, не только на молодых, — мы постоянно в этом убеждаемся, притом что бренды все еще неохотно инвестируют в промышленный дизайн. Также, учитывая низкую покупательную способность в стране, потребителей неизменно привлекают промо-пакеты и подарочные упаковки.
Важный тренд в современной Турции — здоровый образ жизни и здоровое питание. Активно развивается тенденция к поиску местных оригинальных вкусов — чтобы поймать ее, даже мировые бренды стараются локализовать свои продукты и упаковку для турецкого рынка.
В каждом проекте мы стараемся удовлетворить три потребности: бренда, покупателя и дизайнера, то есть свои собственные. Учитывая это, мы очерчиваем границы и спрашиваем себя, как далеко мы можем зайти. Эта стратегия всегда работает — задать границы и попытаться их преодолеть.
Я совершенно уверен, что несколько рабочих стратегий могут существовать одновременно. Помимо основных решений мы включаем в презентации некоторые альтернативы, выходящие за пределы брифа (но всегда безупречно работоспособные) — это открывает клиентам новые горизонты. Я верю, что люди ценят такой подход, даже если в результате останавливаются на более консервативных вариантах. Не меньше они ценят наши исследования, к которым мы относимся крайне серьезно, и, конечно, то, что мы представляем GLBA в Турции и на Ближнем Востоке.
Иногда бренд-менеджеры хотят, чтобы дизайн был прост, как инструкция к мебели IKEA. Это самая большая ошибка — думать, что потребитель идиот. Я считаю, это из-за отсутствия уверенности в себе и в своей компании. Современные потребители с удовольствием вовлекаются в бренд-коммуникацию, и если оставлять им некий простор для воображения, отношения с брендом будут только крепче.
Три качества, обязательных для сотрудника Orhan Irmak Tasarım
Быть счастливым
Пожалуй, это первое, чего мы ждем от кандидата, — помимо основных умений и навыков, конечно. Это состояние делает людей, умеющих рисовать, — настоящими дизайнерами.
Обожать исследования
Рисерч — один из важнейших этапов дизайн-процесса.
Не забывать жить своей жизнью
Мы хотим, чтобы наши дизайнеры общались с семьями и друзьями, находили время для себя, развивали навыки или просто путешествовали, искали что-то новое. Поэтому в Orhan Irmak Tasarım мы никогда не работаем сверхурочно и, конечно, ждем, что наши дизайнеры будут завершать проекты вовремя.
Я промышленный дизайнер. Поэтому я очень внимательно отношусь к конструкторской составляющей дизайна и слежу, чтобы форма была проработана на самом высоком уровне. Визуальный язык бренда считается максимально полно только при правильном взаимодействии промышленного и графического дизайна. Но создание новых форм требует серьезных временных и финансовых затрат. Если графика обновляется каждые два года, то изменения в конструкции происходят раз в пять лет.
Дизайном я занимаюсь уже 16 лет, упаковкой — 12. Но мне до сих пор непонятно, как разрабатывать типографику и делать хорошие фотографии. Эти инструменты — мощнейшие средства коммуникации в упаковочном дизайне. Слава богу, я умею брифовать профессиональных фотографов и выбирать подходящие шрифты.
Я уже забыл, каково это — спокойно набирать нужные продукты в супермаркете и любоваться красивой упаковкой как обычный потребитель. Сегодня посещение супермаркета для меня — обязательный этап работы над любым проектом.
5 сильнейших дизайнеров Турции по мнению Орхана Ирмака:
Özlem Tuna, Meriç Kara, Adlıhan Tartan, Kunter Şekercioğlu, Tamer Nakışçı
There are no comments
Add yours