Эксклюзив: Umbra-design studio, Украина
Пять лет назад львовские дизайнеры Ярослав Шкрибляк и Михаил Самориз решили открыть собственную студию в Ивано-Франковске. Сейчас портфолио «Umbra-design studio» охватывает графику, иллюстрацию, дизайн интерьеров и архитектуру, хотя творческая группа увеличилась всего в два раза — каждый занимается своим направлением. За иллюстрацию отвечает Шкрибляк, уверенный, что своим появлением «Umbra» вряд ли изменила что-то в местном дизайн-ландшафте, — и это несмотря на то, что реальные упаковки студии выглядят, как крепкий европейский заказ, а о других компаниях подобного уровня с Ивано-Франковской пропиской ничего не слышно.
Когда мы с Мишей решили открыть офис в Ивано-Франковске, я себе плохо представлял, что происходит на ниве графического дизайна в этом городе. Студий, насколько помню, не было, вся упаковка делалась штатными дизайнерами типографий, заказчики платили за печать, а не за дизайн. Не думаю, что мы что-то изменили своим появлением, — основная масса заказов у нас из больших городов, где более профессионально относятся к созданию нового продукта и понимают, что продается сейчас не сам товар, а эмоции, мечты, настроение, — все, что заложили в него рекламщики. Другими словами, продается бренд.
Мы делаем упаковку в контексте визуальной части брендинга, в маркетинговую часть стараемся не лезть. В этом плане нам очень удобно работать с опытными маркетологами.
Как правило, за плечами местных дизайнеров худграф. Думаю, образование имеет значение, если оно получено не в наших университетах, особенно, если дело касается дизайна и рекламы: важно понимать и чувствовать современные тренды и приемы, а у нас учат академическому искусству, и то плохо. У меня вообще образование экономическое, я должен был быть бухгалтером. Но еще в студенческие годы занялся наружкой, потом работал штатным дизайнером на ликеро-водочном заводе, где взялся за упаковку, — этим, наверно, и объясняется фокус на алкоголе.
Упаковкой занимаюсь сам, рисую иллюстрации, логотипы, придумываю концепты. Гравюрная техника — на иллюстраторе Людмиле Кугук, у нее очень хорошо получаются работы в этом стиле. Справляемся сами, без фрилансеров.
Концептов у студии очень мало, процентов десять. В основном все реализованные проекты, просто, возможно, реализованные не так, как нам бы хотелось, — все традиционно упирается в бюджеты заказчиков. В плане поиска клиентов мы в принципе не нацелены на зарубежье: там своя ментальность, чтобы работать с немцами, нужно с ними жить. Да и хорошие производители не ищут дизайнеров в Украине, им проще работать со своими. Так что основная масса наших клиентов сейчас — Львов и Киев, по принципу личных контактов и знакомств. Люди, у которых много разных «бизнесов», и которые уже стали постоянными клиентами.
Мы рисуем сразу на компьютере, разве что схематические наброски делаем на бумаге. Графика и геральдика наших проектов вроде «Exportowe», «Premium», «Night Lviv» — всегда собственные эскизы. Понятно, что чтобы нарисовать нечто самому, надо пересмотреть все, что делали до тебя, иначе не научишься. Дизайн «Exportowe» выплыл из истории бренда: когда-то давно было такое пиво, оно действительно экспортировалось в разные города. Так и решили нарисовать их на этикетках, плюс добавить каких-то непрямых ассоциаций.
Помимо итогов расчетов и построений, уверен, существуют некие чисто визуальные инструменты узнаваемости марки, — такие, которые работают «сами по себе». Все они используются глобальными, мировыми брендами, по стопам которых идут все остальные. Но как раз такие условия дают возможность нестандартному, необычному дизайну выделиться и продать продукт. Все больше и больше заказчиков согласны ломать каноны, быть не похожими на сникерс и кока-колу, потому что создать конкуренцию в бюджетах на рекламу этим брендам они не могут, — остается только отличаться.
Персонаж создается по стандартной схеме — милый, веселый, добрый, заботливый и так далее. Но очень часто заказчик не ставит задачу его придумать, это решение предлагаем мы сами. И на фоне остальных вариантов оно всегда выигрышное, так как бренд с персонажем всегда более эмоциональный.
В работе с иллюстрацией важны три вещи. Первая и главная — хорошенько подумать, нужна ли иллюстрация в данной упаковке вообще. Второе: если нужна, то понять, для чего конкретно. Третье: иллюстрация не должна перетягивать на себя функции других элементов дизайна, а выполнять исключительно свою миссию (смотри пункт второй).
Отличные идеи, прекрасное воплощение, хотя и жаль что алкоголь а не допустим детские игрушки.
А вы посмотрите хорошо в их портфолио, там есть как раз детские игрушки, и еще много всякого.
Почему жаль? Странная логика какая-то у вас. Во-первых, правильно Максим сказал, а во-вторых — что же теперь, всем игрушки делать?
многие проекты понравились. особенно минималистичные бутыли, гравюрное меню и забавный карасик на пиве)) ну и поварята тоже милейшие. молодцы, что еще сказать