Вадим Кибардин: «Люди ждут наш дизайн»

  • 28 мартаа 2012

По мнению журнала Wallpaper, Вадим Кибардин входит в список 40 дизайнеров, которые изменят мир: его имя стоит в одном ряду с сэром Джонатаном Ивом, Ора Ито, братьями Буруллек, Джоном Маеда и другими профессионалами младше 50 лет. По мнению проекта «What the pack?», Вадим открывает список отечественных промдизайнеров, сумевшим возвести упаковку в ранг самоценных объектов (его проект «Clock Box» – часы, не существующие без упаковки и при этом упаковки не имеющие, – и вовсе войдет в хрестоматии как образец изящного профессионального парадокса). Впрочем, Вадим уверен, что на определенном этапе дизайнерской зрелости упаковка… становится не нужна.

Чтобы товар продать, нужно его хорошо упаковать. Я рассматриваю этот вопрос с двух точек зрения: упаковка как самодостаточный товар – и упаковка как то, что способствует продаже того, что внутри. Два подхода к дизайну упаковки, две абсолютно разные ситуации.

Например, один из популярных продуктов студии KIBARDINDESIGN – картонные часы Clock Box. Человек, приобретая такие часы, получает в руки картонную коробку, в которой лежит механизм со стрелками. Упаковка является одновременно и корпусом часов. В коробке есть просечки, которые помогают быстро собрать устройство. Мы не можем назвать эту картонную коробку только упаковкой или только корпусом. Это и то, и другое одновременно. Это пример, как упаковка может работать в качестве основной дизайн-идеи для конечного изделия.

Но если речь идет о товарах от разных производителей, но с аналогичными потребительскими характеристиками, только упаковка может помочь привлечь внимание покупателя. Обычно такие товары выставляются на одной полке, и, конечно, должны быть упакованы индивидуальным, уникальным образом. Дизайнеру следует подумать, как их выделить, – в этом случае нужна «продающая» упаковка.

Мы работаем с упаковкой очень аккуратно. Сейчас у нас выходит абсолютно новый продукт, по сложности на уровень выше, чем все мои предыдущие товары. Это большие настенные электронные часы, они выпускаются большим тиражом. Сам товар современный, свежий, функциональный, основанный на высоких технологиях (используются LED-технологии и другая электроника), но в упаковке мы пошли по пути упрощения на фоне сложного предмета.

Это простая, но емкая и информативная коробка, со схематичным изображением товара, четким описанием того, как им пользоваться. Минималистская, аккуратная, недорогая. Нет необходимости открывать ее, чтобы понять, как устроен предмет, который лежит внутри. Эту идеологию мы будем тиражировать и на будущие продукты.

Мы не работаем как компании, которые каждую неделю выпускают новый конкурентоспособный продукт, – например, мобильные телефоны. Их уже так много, что при выборе люди оценивают упаковку или дизайн изделия. У нас ситуация другая: товары выпускаются не так часто, они, скорее, персонального назначения и «дизайнерского» свойства. Наши серийные изделия люди ждут, штучные – исполняются на заказ. Я могу вообще не упаковывать товар, мои вещи знают заранее и готовы приобрести и так.

Упаковка в моем случае является завершающей аккуратной точкой. Если человек читал о наших продуктах, встречался с ними на выставках, видел в интерьерах, трогал руками и представляет их работу, если он проецирует их  на свою ментальность, свой мир и интерьер – тогда он ждет только этот продукт. Если при этом мы упаковываем его качественно – очень аккуратно, деликатно, не тратя деньги покупателя – мы просто завершаем образ.

Говорить о современных тенденциях в дизайне упаковки – дело неблагодарное, эти изменения очень сложно отслеживать. Сейчас в моде делать упаковку экологичной, перерабатываемой, «умной», такой, которую можно использовать и по другому назначению. Все больше компаний заботятся об окружающей среде и думают, как упаковка будет жить после того, как послужит продаже товара. Я не раз видел, как упаковка превращается в детские игрушки с коротким циклом эксплуатации или в кормушку для птиц – таких примеров много. Таким образом, покупатель приобретает «два в одном»: интересно упакованный товар плюс что-то, что получается из упаковки потом, какое-то дополнительное функциональное изделие. В этом направлении уже есть интересные решения, очевидно, что это перспективная тема.

И конечно упаковка, которая должна привлекать внимание, «расталкивать локтями» конкурентов, не исчезнет с прилавков, – это классика, людям свойственно обращать внимание на что-то яркое и необычное.

Мир меняется настолько быстро, что скорость роста бизнеса, производства и проектирования влияет на сопутствующие процессы, в том числе и алгоритмы защиты авторских прав. На мой взгляд, сейчас побеждает тот, кто генерирует и доводит до заключительной фазы новые идеи с максимальной скоростью. Побеждают те компании, которые не стремятся придумать изделие и долго оставаться на одной идее. Выживают и лидируют те, которые регулярно создает новые продукты.

Например, Apple прекрасно понимает, что клонов их телефонов и устройств – огромное количество, но уследить за этим, наказать пиратов и защитить свои права очень трудно. Это лавина, это как скачивание музыки – ситуацию невозможно контролировать. Поэтому сейчас все постепенно переходит на новую ступень развития. Чем компания мощнее, чем больше у нее капитал, тем быстрее она производит новый продукт и охватывает рынок.

В этой ситуации есть смысл защищать только технологии, процессы или материалы. Но защищать права на дизайн достаточно сложно и трудоемко. Содержание команды на охрану этих прав и отслеживание пиратской продукции обойдется дороже, чем стоимость команды, которая может инициировать новый продукт. Хотя не защищать авторские права совсем тоже нельзя, во всем должен быть здравый баланс.

В моей студии я совмещаю обязанности и директора, и дизайнера. Нужно организовать процесс так, чтобы все части мозаики сложились вовремя и верно. Разработка изделия, поиск производителя, размещение заказа на производстве, авторский надзор, упаковка, защита авторских прав и юридическое сопровождение, финансирование, и в итоге продажа – и это еще не все процессы, которые происходят при создании нового товара. Я с одинаковым удовольствием курирую все эти мероприятия, но любимым делом остается, конечно, дизайн.

Пока я не могу посвятить себя исключительно проектированию, нужно держать всю работу студии под контролем. Однако я верю, что придет время, и я посвящу себя только созданию новых объектов.

Иллюстрации – www.kibardindesign.com

Вам понравится


There are no comments

Add yours

Подать работу

Расскажите нам о своем дизайне, и мы расскажем о нем миру

captcha

Осмысленно заполненные поля повышают шанс на публикацию
Сила в деталях - поделитесь ими!

Submit project

Tell us about your design and we'll tell the world about it

captcha

Meaningful filled form increases the chances of publication.
Strength in details - share them!