Библия упаковки: Juice Peel Наото Фукасавы
Наото Фукасава — Мичурин японской упаковки, классик, чьи работы способны проиллюстрировать и возможности промдизайна, и эффектность минимализма, и потенциал органолептики. Фотографическое подражание, рельефное текстурирование, испытание формы — дизайнеры испробовали фирменные приемы Фукасавы уже тысячу раз, как на поле реальной конструкции, так и в пределах виртуальных текстур. Фукасаву не превзойти: новаторство проекта Juice Peel — в его технологии. Упаковки с фруктовой кожей — не визуализация, а материальный объект, и собственно материал не назовешь редким или экспериментальным: пищепрому Японии он ежегодно приносит миллиарды йен.
В этом году проекту Juice Peel исполнилось 10 лет: его презентация состоялась в 2004 году на дизайнерской выставке, организованной японской Takeo Paper Show — крупнейшим производителем и экспортером высококачественной печатной бумаги.
К слову, промоакции, запускаемые бумажниками, стабильно приносят любопытный урожай концептов: так, шведская Iggesund то изменяет представления о журнальной обложке, то приглашает всемирно известных дизайнеров, иллюстраторов и режиссеров сыграть в “Черный ящик”, а гонконгская Polytrade Paper периодически устраивает благотворительные распродажи или предлагает местным студиям передать женскую индивидуальность через бумажные текстуры.
Обложка журнала NOVUM by Iggesund
Подарочный конверт by Blow & Polytrade Paper
Charisma by Blow & Polytrade Paper
Хедлайнером токийской выставки 2004 года, разумеется, стал Фукасава. Как пишет Рэнди Лудакер, сооснователь агентства Beach Packaging Design и автор лучшего, самого детального и вдумчивого упаковочного блога Box Vox, проект Наото был обречен на успех: невероятная геометрия упаковок делала его невозможно интригующим. «Нас удивляет, когда привычно округлые объекты — яйца, сигареты, туалетная бумага — вдруг предстают прямоугольными». Конечно, удивляет; зная это, Япония загонит в тиски еще не один арбуз, — и вряд ли дело в логистике, скорее, японцам просто нравится нажимать на рычаг и наблюдать, как мы вскидываем брови.
Лудакер цитирует Валентину Рогноли, автора книги Materials Experience: Fundamentals of Materials and Design (по секрету: доступна на торрентах): «Достаточно одного взгляда, чтобы аудитория угадала содержание упаковки и оценила каламбур Фукасавы. Заимствуя приемы тонкого японского искусства имитации фруктов для ресторанных витрин, дизайнер создает яркие реалистичные поверхности, которые отвечают всем требованиям геометрии одноразовой упаковки».
Имитация, о которой пишет Рогноли, — знаменитые японские сампуру: тщательно скульптурированные муляжи ресторанных блюд, которые раньше «готовили» из воска, а теперь из поливинилхлорида. Сампуру (от английского «sample») — ревниво охраняемое японское ноу-хау, которое вполне можно назвать искусством, — по крайней мере, по мнению лондонского Victoria and Albert Museum, включившего в экспозицию несколько сэмплов еще в 80-х. Приводить пример сампуру здесь нет смысла — они неотличимы от настоящих блюд, а у нас не кулинарный блог, — но можно оценить, как они освоились в масс-маркете:
Ту же технологию использовал и Фукасава, нисколько не скрывая свои источники. Более того, к выставке дизайнер подготовил и комплект свотчей a-là Pantone, что было, конечно, небольшим лукавством: кто бы из посетителей смог предложить своему заказчику патентованные текстуры?
В своем «посте обожания» Рэнди Лудакер цитирует и самого Фукусаву: «Когда размышляешь об объектах, плотно наиболее контактирующих с бумагой, на ум сразу приходит упаковка сока. Компактная, освежающая, с каплями воды на поверхности, дающая ощущение, что ты держишь в руках нечто жидкое. Кожа фрукта — такая же часть этого набора, как сок и аромат. Я был уверен, что дизайн, передающий идею вкуса через тактильность, отлично подойдет под тему выставки.
Большинство типичных форм Tetra Pak — прямоугольные, и поскольку многоугольная упаковка больше всего напоминала банан, я разработал упаковку для молока со вкусом банана. С этого все и началось. Затем сделал упаковку для соевого молока, сока киви, персика и клубники. Упаковка соевого молока была с текстурой тофу, сока киви — с волосками, клубничного сока — с вдавленными семечками. Все упаковки казались весьма странными, но по ходу работы мы сделали немало открытий.
Мы поняли, что ощущения от предметов, которые мы ежедневно неосознанно берем в руки, проникают в память вместе с информацией о том, как продукт пахнет, каков он на вкус. Пробуждая чувства, в которых люди до сих пор не отдавали себе отчета, можно было создавать озорной дизайн. Если упаковка сбивает с толку, а сок при этом хорош на вкус, дизайн никогда не забудется».
Лудакер проследил за судьбой концепта. Несмотря на то, что пачка клубничного сока выглядела наиболее гламурно, в производство запустили упаковку-банан. Продукт, вставший на полки, был максимально близок к тому, что сделал Фукасава, — настолько, насколько это вообще возможно в масс-маркете. Конечно, ни о какой банановой текстуре, равно как и о достаточной матовости, речи не шло, — ситуацию спасла узнаваемая синяя наклеечка. Стоит ли сегодня в японских сетях этот бледный список — неизвестно, но судя по тому, что фото продукта в сети можно сосчитать по пальцам — вряд ли.
Иллюстрации — Box Vox
There are no comments
Add yours