Библия упаковки: Juice Peel Наото Фукасавы

  • 15 октября 2014

Дизайн упаковки сока

Наото Фукасава — Мичурин японской упаковки, классик, чьи работы способны проиллюстрировать и возможности промдизайна, и эффектность минимализма, и потенциал органолептики. Фотографическое подражание, рельефное текстурирование, испытание формы — дизайнеры испробовали фирменные приемы Фукасавы уже тысячу раз, как на поле реальной конструкции, так и в пределах виртуальных текстур. Фукасаву не превзойти: новаторство проекта Juice Peel — в его технологии. Упаковки с фруктовой кожей — не визуализация, а материальный объект, и собственно материал не назовешь редким или экспериментальным: пищепрому Японии он ежегодно приносит миллиарды йен.

Naoto Fukasawa

В этом году проекту Juice Peel исполнилось 10 лет: его презентация состоялась в 2004 году на дизайнерской выставке, организованной японской Takeo Paper Show — крупнейшим производителем и экспортером высококачественной печатной бумаги.

Дизайн упаковки сока

К слову, промоакции, запускаемые бумажниками, стабильно приносят любопытный урожай концептов: так, шведская Iggesund то изменяет представления о журнальной обложке, то приглашает всемирно известных дизайнеров, иллюстраторов и режиссеров сыграть в “Черный ящик”, а гонконгская Polytrade Paper периодически устраивает благотворительные распродажи или предлагает местным студиям передать женскую индивидуальность через бумажные текстуры.

Дизайн обложки журнала

Обложка журнала NOVUM by Iggesund

Дизайн упаковки конверта

Подарочный конверт by Blow & Polytrade Paper

Концепт упаковки

Charisma by Blow & Polytrade Paper

Хедлайнером токийской выставки 2004 года, разумеется, стал Фукасава. Как пишет Рэнди Лудакер, сооснователь агентства Beach Packaging Design и автор лучшего, самого детального и вдумчивого упаковочного блога Box Vox, проект Наото был обречен на успех: невероятная геометрия упаковок делала его невозможно интригующим. «Нас удивляет, когда привычно округлые объекты — яйца, сигареты, туалетная бумага — вдруг предстают прямоугольными». Конечно, удивляет; зная это, Япония загонит в тиски еще не один арбуз, — и вряд ли дело в логистике, скорее, японцам просто нравится нажимать на рычаг и наблюдать, как мы вскидываем брови.

Лудакер цитирует Валентину Рогноли, автора книги Materials Experience: Fundamentals of Materials and Design (по секрету: доступна на торрентах): «Достаточно одного взгляда, чтобы аудитория угадала содержание упаковки и оценила каламбур Фукасавы. Заимствуя приемы тонкого японского искусства имитации фруктов для ресторанных витрин, дизайнер создает яркие реалистичные поверхности, которые отвечают всем требованиям геометрии одноразовой упаковки».

Дизайн упаковки сока

Имитация, о которой пишет Рогноли, — знаменитые японские сампуру: тщательно скульптурированные муляжи ресторанных блюд, которые раньше «готовили» из воска, а теперь из поливинилхлорида. Сампуру (от английского «sample») — ревниво охраняемое японское ноу-хау, которое вполне можно назвать искусством, — по крайней мере, по мнению лондонского Victoria and Albert Museum, включившего в экспозицию несколько сэмплов еще в 80-х. Приводить пример сампуру здесь нет смысла — они неотличимы от настоящих блюд, а у нас не кулинарный блог, — но можно оценить, как они освоились в масс-маркете:

Дизайн чехлов для iPhone

Ту же технологию использовал и Фукасава, нисколько не скрывая свои источники. Более того, к выставке дизайнер подготовил и комплект свотчей a-là Pantone, что было, конечно, небольшим лукавством: кто бы из посетителей смог предложить своему заказчику патентованные текстуры?

 Cвотчи Pantone

В своем «посте обожания» Рэнди Лудакер цитирует и самого Фукусаву: «Когда размышляешь об объектах, плотно наиболее контактирующих с бумагой, на ум сразу приходит упаковка сока. Компактная, освежающая, с каплями воды на поверхности, дающая ощущение, что ты держишь в руках нечто жидкое. Кожа фрукта — такая же часть этого набора, как сок и аромат. Я был уверен, что дизайн, передающий идею вкуса через тактильность, отлично подойдет под тему выставки.

Большинство типичных форм Tetra Pak — прямоугольные, и поскольку многоугольная упаковка больше всего напоминала банан, я разработал упаковку для молока со вкусом банана. С этого все и началось. Затем сделал упаковку для соевого молока, сока киви, персика и клубники. Упаковка соевого молока была с текстурой тофу, сока киви — с волосками, клубничного сока — с вдавленными семечками. Все упаковки казались весьма странными, но по ходу работы мы сделали немало открытий.

Дизайн упаковки сока

Мы поняли, что ощущения от предметов, которые мы ежедневно неосознанно берем в руки, проникают в память вместе с информацией о том, как продукт пахнет, каков он на вкус. Пробуждая чувства, в которых люди до сих пор не отдавали себе отчета, можно было создавать озорной дизайн. Если упаковка сбивает с толку, а сок при этом хорош на вкус, дизайн никогда не забудется».

Лудакер проследил за судьбой концепта. Несмотря на то, что пачка клубничного сока выглядела наиболее гламурно, в производство запустили упаковку-банан. Продукт, вставший на полки, был максимально близок к тому, что сделал Фукасава, — настолько, насколько это вообще возможно в масс-маркете. Конечно, ни о какой банановой текстуре, равно как и о достаточной матовости, речи не шло, — ситуацию спасла узнаваемая синяя наклеечка. Стоит ли сегодня в японских сетях этот бледный список — неизвестно, но судя по тому, что фото продукта в сети можно сосчитать по пальцам — вряд ли.

Дизайн упаковки сока

Иллюстрации — Box Vox

Вам понравится


There are no comments

Add yours

Подать работу

Расскажите нам о своем дизайне, и мы расскажем о нем миру

captcha

Осмысленно заполненные поля повышают шанс на публикацию
Сила в деталях - поделитесь ими!

Submit project

Tell us about your design and we'll tell the world about it

captcha

Meaningful filled form increases the chances of publication.
Strength in details - share them!