Александр Бойко, НКПак: «Биоразлагаемая упаковка — не выход»

  • 21 июня 2011

У российских производителей упаковки есть свой покровитель. Национальной конфедерации упаковщиков – деятельному партнерству, чьими устами сейчас говорит отрасль и чьими руками вручаются важные профессиональные премии – в этом году исполнилось пять лет. В шумных декорациях выставки «Росупак» What the pack?! поздравил юбиляров и побеседовал с Александром Гаврииловичем Бойко, исполнительным директором конфедерации, – о блуждающих законах, профильных вузах, гнете пошлин и других непридуманных проблемах русской упаковки, прошлых, настоящих и будущих.

 

В известной степени выставка «Росупак» – это цивилизованный упаковочный «Вудсток». На огромной площади исполняют индастриал массивные печатные, укупорочные, этикетировочные и прочие машины, чернокожие аниматоры играют на дарбуках (было и такое), посетители танцуют вокруг стендов, заключаются союзы, царит всеобщий подъем и тотальное любопытство. Свой день рождения Национальная конфедерация упаковщиков решила отпраздновать именно здесь, на ежегодном упаковочном фестивале. Тем более, что значительная доля участников «Росупака» – члены НКПак.

Традиционно выставка проходит в Москве. НКПак же прописана в обеих столицах: президент Андрей Леонидович Загорский и возглавляемая им команда работают в Петербурге, а исполнительная дирекция и вице-президенты – в Москве. «Хороший симбиоз управленческой структуры» – так оценивает эту модель Александр Гавриилович. Ему слово:
 

Было

Идея конфедерации появилась, безусловно, задолго до ее основания. Тогда все союзы базировались на нескольких объединениях упаковщиков, работавших в советские времена в различных министерствах. Все они были достаточно разрозненны: одни обслуживали, допустим, только пищевую промышленность, другие – только целлюлозно-бумажную.

Те, у кого была валюта, закупали упаковку для своей продукции за рубежом. Конечно, рынок был в основном импортным: весьма скромные объемы упаковки, которыми мы могли себе позволить, приезжали из Финляндии, Польши, Чехии, Австрии, Японии. Наши товары практически не выходили на экспорт в отечественной упаковке, а зачастую даже переупаковывались на границе.

К концу 80-х годов стало понятно, что нужна собственная серьезная упаковочная индустрия. Очевидно, что товары, призванные выходить на рынок и становиться конкурентоспособными, были немыслимы без упаковки. Она потребовалась практически всем отраслям промышленности – в первую очередь, естественно, пищевым, ну а потом стали подключаться и те, кто раньше свою продукцию не упаковывал.

Понемногу начали создаваться профильные союзы. Наше объединение родилось в рамках нескольких существовавших тогда акционерных обществ, затем стало некоммерческой организацией, а в 2006 году было официально зарегистрировано как Национальная конфедерация упаковщиков.
 

Стало

На сегодняшний день это наиболее жизненный и универсальный союз, который защищает помимо интересов своих членов интересы всех российских упаковщиков. Впрочем, других объединений, способных достойно представить интересы отрасли, сейчас нет.

Нет у нас, к сожалению, и правительственных организаций, которые могли бы сказать, что серьезно занимаются упаковкой. Мы выходим на все ведомства как серьезный рынок, при этом не имея никакой поддержки. Приходится везде и всюду доказывать, что упаковка – интересная отрасль, что развивается она очень бурно. В России сейчас мало кто может похвастаться такими темпами прироста: после кризиса снова набираются ежегодные 10 – 12 %. Вообще оживление 2011 года очень радует: многие упаковщики пересматривают свое отношение к бизнесу, укрупняются предприятия, появляются новые подходы. А дальше рынок будет еще живее.

Мы стараемся проводить в Конфедерации некоторое обновление, но все же молодых специалистов у нас не так много. Дело в том, что личного членства в НКПак нет, есть только членство юридических лиц. Но конечно, на самих предприятиях молодых достаточно. Компании-монстры, которые давно существуют на рынке, относятся к подготовке кадров крайне серьезно, организуют внутренние школы, так что я уверен – преемственность прослеживается.

Сейчас с нами работают три основных московских вуза, в которых есть кафедра упаковки, а недавно подключилось и несколько региональных учебных заведений. Вот на выставке планируем устроить для студентов экскурсию с участием наших специалистов, предприятия готовы показать продукцию и технологии.

Мы стремимся возродить образование в сфере дизайна упаковки, разрабатываем программы обучения упаковочному делу – вполне возможно, создадим и новый профильный вуз.
 

Будет

Нынешние молодые упаковщики активно работают, у них незамыленный взгляд, они находят очень интересные решения и не боятся делиться друг с другом идеями – в этом их сила. Все же кое о чем их хотелось бы предупредить.

Одна из проблем, с которой им придется столкнуться, – таможенно-тарифное урегулирование. Сегодня оно действует не в пользу упаковщиков. Зачастую пошлины на импортную упаковку меньше, чем пошлины на сырье, необходимое для производства отечественной упаковки. Эта разница делает нас порой неконкурентоспособными по отношению к импортным поставщикам. И если по вступлении в ВТО также сохранится дистанция между пошлинами, я думаю, мы будем проигрывать еще больше.

Вторая глобальная проблема – отсутствие закона, который позволил бы существовать системе раздельного сбора отходов упаковки. По пути раздельного сбора пошли многие страны – и достигли выдающихся результатов: до 95 % отходов собирается и используется как вторичный ресурс! К сожалению, у нас все это очень трудно пробить: сам закон вновь затерялся в думе, будет ли снова рассматриваться – неизвестно. А альтернативы, которые сегодня предлагаются в качестве борьбы с отходами – скажем, биоразлагаемая упаковка, не нашедшая пока ни практического применения, ни научной поддержки – вопрос не решают.

Третья – скорее, не проблема, а задача – объединение средств, усилий, ресурсов абсолютно всех, кто занят на упаковочном рынке, начиная от производителей сырья и заканчивая промышленным потребителем. Нам еще только предстоит выстроить эту цепочку: производитель сырья – производитель оборудования – производитель упаковки – производитель упаковочных и фасовочных машин, которые стоят на предприятиях-потребителях упаковки – сами эти предприятия.

Чтобы конечный потребитель не заказывал чего-то сверхъестественного, он должен знать, из какого сырья может быть изготовлена упаковка и есть ли оно вообще. А упаковщик – понимать, на какую фасовочную или упаковочную машину пойдет эта упаковка, чтобы обеспечить нормальную скорость работы машины. Кроме того, надо учитывать, какой склад будет использовать эту упаковку, дабы обеспечить все современные логистические операции. Словом, цепочка обращения упаковки должна выстраиваться полностью, вплоть до ее отходов,– тогда это будет действительно цивилизованный рынок, и все на нем будут получать свою долю прибыли.

Вам понравится


  • klepa

    Ха-ха, гениальная картинка на превью :) Изобретательно!

Подать работу

Расскажите нам о своем дизайне, и мы расскажем о нем миру

captcha

Осмысленно заполненные поля повышают шанс на публикацию
Сила в деталях - поделитесь ими!

Submit project

Tell us about your design and we'll tell the world about it

captcha

Meaningful filled form increases the chances of publication.
Strength in details - share them!