Наталья Тарабуко о феномене витебского дизайна
Достаточно беглого взгляда на почерк молодых дизайнеров, чтобы убедиться: искусству упаковки в СНГ учат по-разному, и существующие школы сильно разнятся. В этом году на PART Awards прибыла целая делегация макетов из Витебского государственного технологического университета, и победительницей юниорской номинации стала как раз студентка ВГTУ. Наталья Тарабуко, доцент кафедры дизайна ВГТУ и руководитель многих из участвовавших проектов, постаралась разъяснить WTP негласный девиз витебских работ: «если упаковка не сделана руками, ее не существует».
В 1982 году я закончила Белорусскую государственную академию искусств в Минске по специальности «графический дизайн». Работала дизайнером на заводе в Витебске, а в 1994 была приглашена в ВГТУ на кафедру дизайна, где стояла у истоков становления специальности «Дизайн коммуникативный».
БГТХИ в 80-х транслировала своим выпускникам не только профессиональные знания и методики, но и какой-то удивительный подъем в отношении профессии дизайнера – прежде всего, благодаря таким личностям как Ленина Николаевна Миронова (курс цветоведения) и Олег Викторович Чернышев (курс теории дизайна и формальной композиции). Это и послужило для меня ориентиром в моей деятельности на кафедре. И, конечно, самообразование, плюс большое количество литературы, опыт других школ дизайна, а в последствие и собственный.
Сейчас «Дизайн коммуникативный» в ВГТУ включает более 4-х специальностей (есть также есть «Дизайн объемный», «Дизайн костюма и тканей» и «Дизайн предметно-пространственных форм»). Изначально же кафедра создавалась, скорее, для легкой промышленности, то есть для подготовки дизайнеров-модельеров (Игорь Чапурин почти окончил наш вуз), но постепенно разрослась.
Думаю, основная особенность нашей школы заключается в большем внимании именно к разработке нетрадиционных, даже «ручных» упаковок. Видимо, это влияние «модельерского» подхода, создания уникальной «одежды» для продукта. Так сложилось, что это задание является заключительным по упаковке, и соответственно, более качественным по концепту, что видно на самих работах.
Дизайн упаковки: Ольга Овчинникова
Упаковка у нас входит в дизайн-проектирование как часть подготовки специалиста. Очень большое внимание уделяем разработке знаков и знаковых систем – на международном конкурсе знаков и логотипов Тамга в 2008 и 2010 годах мы были в числе победителей. Я считаю, что упаковка, в первую очередь, – знак по отношению к продукту, а марка – символ ее потребления.
Задания по упаковке формулируются в зависимости от задачи, которую мы решаем. На 2-м курсе в первую очередь изучается конструкция упаковки, работа с картоном и бумагой. На дизайн-проектировании (3 курс) – создание новой уникальной марки продукта по брифу, разработка концепта, выход на серию. На 4-м курсе – разработка дизайна серии флаконов в графических редакторах типа 3Dstudio Max, понятия марки, концепта, образа. На 5-м – создание серии сувенирных или подарочных упаковок из нетрадиционных материалов (или с их нетрадиционным использованием).
Возможно создание упаковок как арт-объектов, для их единичного использования в кафе или ресторанах определенного бренда. Также студенты обязательно разрабатывают упаковку изо льна – национального белорусского продукта, экологичного и весьма пластичного для моделирования упаковок.
Дизайн упаковки: Дарья Ворзобова
Дизайн упаковки: Дарья Ворзобова
Методика работы у нас строится так. Студентам выдается задание на создание, предположим, серии упаковок для чая. Предлагается выявить чайные тренды, подобрать референсы, определить нишу, в которой может появиться новая марка. Создаются описание продукта и бриф, обдумывается название, идет поиск образного и цветового решения, распределения информации на упаковке и так далее. Все этапы проектирования постоянно обсуждаются, выделяются важные составляющие.
Мне кажется важным акцентировать внимание на том, что должно получиться на выходе: что может выделить данный проект, что понравится твоему потребителю. И очень важно давать возможность роста для каждого студента, видеть в нем индивидуальные качества и помогать их зафиксировать. Обязательно участие в конкурсах! Даже просто участие помогает внутреннему развитию.
Дизайн упаковки: Елена Синельник
Да, часто проекты, выполненные руками, производят впечатление поделок, вроде «кружка умелые руки». Однако мы ставим задачу высокого качества выполнения, технологичности и презентационности объектов. Не всегда это получается, но тем не менее. Часто студенты находят совершенно невероятные решения и материалы, по крайней мере, это задание всегда находит живой отклик. Скажем так, подобные упаковки – это наш ответ глобализации, обращение к частному бизнесу и жизни людей.
Иногда такие проекты с успехом продаются и делаются на заказ. Так, например, было с зайцами Лены Федоровой – упаковке для подарков к году кролика. И мы не забываем про концепты, способные уйти в печать. Может, пока не так удачно, но это и «Красная горка» Насти Силутиной, и чай «Невзначай» Вики Лебедевой (очень симптоматично, что это название повторилось дважды на конкурсе).
Дизайн упаковки: Анастасия Силутина
Сейчас нам необходимо более тщательно концентрироваться на идее упаковки, разработке грамотных и профессиональных концептов. Конечно, мы стараемся ориентироваться на белорусского производителя, предлагаем сотрудничество, и даже участвовали в некоторых проектах. Но на данном этапе результат почти нулевой, так как мы сами недостаточно занимаемся продвижением, предприятия не готовы нас воспринимать, даже просят – нам не нужны «креативные» упаковки… Правда, могу сообщить, что Настя Силутина, автор «Красной горки» сейчас на летней практике адаптирует концепт для Могилевского хлебозавода.
Очень жаль, но на продвижение наших работ не хватает времени и сил. И плюс нет заинтересованности у производителей, они нам не верят и, видимо, мы пока не заслужили их доверие. Но как я уже писала, есть небольшие подвижки и обязательно будем продвигаться в этом направлении.
Нас заметил ваш проект, Василий Андреев удивился, что упаковка в Витебске есть, Настя Силутина отстаивает свой концепт в Могилеве, сказала, что будет бороться до конца, а я ей напомнила, что есть такой жизненный прием как компромисс…
Дизайн упаковки: Наталья Шишкина
На «Заводном апельсине» не раз говорили о витебской школе упаковки, но, право, я не вижу в ней какой-то особой специфики, если не считать наше внимание к использованию нетрадиционных материалов, использование упаковки как арт-объекта, стремления к качеству. А ее болевые точки – это как раз концепты, профессиональность решений, технологичность всех компонентов, доведение до результата, тот самый маркетинг.
Каков студент кафедры дизайна ВГТУ? Что он умеет? Иногда и я задаю себе эти вопросы! Они все очень разные, иногда кажется, что учились на разных планетах. Но большинство в состоянии справится с конкретными задачами в области упаковки. Многие наши выпускники работают в Москве как раз с упаковкой, это и Эдгар Кирей (Leo Burnett Moscow), и Оксана Водяницкая (Ogilvy) и другие.
В прошлом году мы провели эксперимент. Эдгар Кирей выступил заказчиком и консультантом проектов по упаковке на курсе Ани Валуй. Это было здорово, студенты многому у него научились, хотя и жаловались мне на его требовательность. Но эта привязка к точному брифу оказалась важным компонентом обучения. То есть не просто сделать упаковку на тему печенья, а реализовать все прописанное в брифе. Надеюсь, наши выпускники к эксперименту подключатся.
Упаковка должна быть, несмотря ни на что, правдивой. Нельзя грубо обманывать потребителя, нельзя ориентировать упаковки сигарет на детей и подростков, нельзя врать, хотя это и делается постоянно.
А мне нравится «витебский ответ глобализации». Приезжая в другую страну, хочется видеть национальные особенности везде, в том числе и в магазинах. С чего-то надо начинать — пусть даже с кружка «умелые руки». Главное, не останавливаться на нем :)
И, конечно, здорово, что есть момент изготовления упаковки «руками». По крайней мере, это закладывает в будущего промдизайнера понимание, что есть некая технология, помимо его фантазии и воображения. Да, пусть он досконально не знает ее возможностей, но он будет иметь ее в виду, когда дойдет до реальной работы.
К сожалению, у нас был печальный случай, когда мы отложили выход продукта на год, из-за того, что прекрасную (в концепте) упаковку невозможно реализовать на практике из того материала, в котором она задумывалась, за адекватные деньги. И дизайнер потом очень переживал и печалился: «Жаль, что мы не изучаем возможности производства!..» Хоть это уже, кажется, тема для другого разговора…
А мне кажется, что проблема в том, что в тексте ни разу не звучало слово «маркетинг». Эти проекты не имеют ничего общего с рынком. Поэтому и к производителям им сложно пробиться, потому что производители это видят.
Это как школьная «научная ярмарка», где дети показывают самодельные вулканы или какие-нибудь машины для производства сахарной ваты. Здорово, мило, «натурально», но никто не рискнет это производить. Потому что расходы на ручной труд оправданы только в премиальном сегменте, который, в свою очередь, требует значительно более высокого качества.
Чем хорош проект «Красная горка»? Тем, что он внятно маркетирует продукт и упаковку можно произвести за понятные деньги. «Чароунае зерне» произвести нельзя, а работа Натальи Шишкиной (последняя в статье) непонятно что продает. Т.е. на деле такая школа выпускает специалистов, которые так же оторваны от реального мира, как и адепты Фотошопа.
Первый год обучения надо студентов заставлять думать о рынке. Не о марках, не о материалах, а только о рынке — местном, снг-шном, зарубежном. Смотреть, как разные товарные категории и ценовые сегменты трактуются сейчас и как трактовались раньше. Понимать, что изменилось, куда идут тренды. Вот пиво раньше было коричневое, а теперь зеленое — почему? Или есть чай, где каждый пакетик индивидуального упакован, а есть просто в пачке — почему так? И только потом, когда студент научится думать о продукте в контексте, начинать учить его делать свое и принимать решения.