Итоги 2014: 10 метких решений для отечественной полки
Кейсы, вошедшие в эту подборку, появились до объявления курса на импортозамещение: предвосхитив освобождение категорийных ниш, ряд российских производителей в прошлом году заявил о себе брендами, вполне способными конкурировать с западными аналогами. Подобные дизайн-задачи — умная мимикрия, репозиционирование, нетривиальная отстройка, поиск новой аудитории — стоят сейчас перед многими региональными компаниями, и мы верим, что отобранные примеры будут им полезны.
Инвестируйте в качественный дизайн: как бы ни был соблазнителен сейчас слегка истерический эпатаж, будущее за качеством.
Доброфлот
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ Крупнейшая в России рыботорговая компания Примрыбснаб с 14-летней историей.
ЗАДАЧА Вывести новую цельную линейку консервов с крепким брендингом. Выделиться на полке за счет демонстрации качества продукции, оставаясь в сегменте масс-маркета.
РЕШЕНИЕ Вместе с командой Ohmybrand компания делает ставку на надежность и доверие. На рынке, перенасыщенном безликим «назывательным» дизайном, Доброфлот — похоже, первый рыбный бренд, которому действительно хочется доверять.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ Линейку рыбных консервов Доброфлот Ohmybrand построили на символике морских сигнальных флагов: вполне в духе суровой рыбацкой романтики. Простая геометрия немногословно представляет продукт, а за колорит и легенду отвечают черно-белые фото на банках, которые студия собирала по краеведческим музеям и архивам сотрудников концерна. Радостно и за Примрыбснаб, сделавший смелый шаг в сторону от привычного бюджетно-кондового дизайна, и за полку: пожалуй, в категории рыбных консервов это первый случай настолько доскональной проработки бренда.
Дон Бидон
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ Нижегородская компания Краснобаковские Молочные Продукты — производитель плавленых сыров, масла, творога и спредов.
ЗАДАЧА Вывод бренда натуральной молочной продукции, ориентированного на новую для компании аудиторию — средний класс.
РЕШЕНИЕ В сотрудничестве с московским Getbrand компания создает качественный, вовлекающий потребителя игровой дизайн — без ухода в эко или утрированного акцента на статичном персонаже.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ Для Краснобаковских Молочных Продуктов Дон Бидон — первый бренд с очевидной индивидуальностью, эмоциональными персонажами и запоминающейся анимированной фудзоной (причем звучный нейминг, вдохновивший агентство на игры с молочными продуктами, производитель придумал сам). В определенном смысле Дон Бидон — свежая, креативная и нескучная итерация привычной для компании дизайн-модели; эволюция от Бон Плезира к Дону Бидону, влекущая за собой эволюцию потребителя.
Молочная карта
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ Объединение фермерских хозяйств Владимирской области.
ЗАДАЧА Создать бренд с крепкой территориальной привязкой, включающий продукцию нескольких местных производителей.
РЕШЕНИЕ Глубокое легендирование: московско-петербургское агентство Science не ленится визуализировать географию хозяйств, укомплектовав бренд мгновенно считываемыми картографическими деталями.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ Молочная карта — в некотором роде о лучшем сказочном мире: этичное производство, славные фермеры, доброе отношение друг к другу и к покупателям. Даже если эта фермерская утопия сымитирована так же, как сымитирован в упаковке крафт, существованию на полке это только на пользу: чем быстрее отработаем тренд, тем быстрее узрим новый. Как бы то ни было, и история, и география в брендинге Карты проработаны на отлично.
Bionova и Cornell
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ Долгожитель диет-полки Novaproduct (НоваПродукт АГ) и молодой конкурент Фруктовница (ООО «Морсби»).
ЗАДАЧА Вывести новые диетические линейки продукции, способные выдержать конкуренцию с западными брендами. У Novaproduct это бренд Bionova, под которым выпускаются напитки из цикория (в дополнение к существующему Chicoroff), и запеченные мюсли без сахара. У Фруктовницы, фокусирующейся на мюсли, — бренд Cornell. Идеологически оба бренда делают ставку на добрый wellness и актуальный городской ЗОЖ.
РЕШЕНИЕ Для Bionova BQB разрабатывает удобные пакеты «под крафт», насыщенные детальными иллюстрациями и подписями — в духе европейских эко-марок. Для Cornell москвичи Lena McCoder выбирают откровенно англофильскую концепцию, которой подчинены как нейминг, так и визуальное оформление.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ В дизайне от BQB консервативная дружелюбная марка диет-продуктов Novaproduct определенно зашла на новую территорию и достойно смотрится на полке среди зарубежных представителей категории — вопреки дисбалансу между блестящей картинкой и не самой комфортной версткой.
В случае с Cornell нескрываемая мимикрия под западный бренд является основным движком: по словам авторов, название, несущее в себе «corn» и звучащее, как английское имя, призвано сразу отсылать к классическому британскому завтраку. Да и грифельный Тауэрский мост на заднем плане не даст ошибиться — овсянка, сэр.
Be true
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ Давид Вайнбаум — «фруктовый гуру», как он предпочитает представляться.
ЗАДАЧА Провести радикальный редизайн марки Be true, четыре года подражавшей западному прообразу — бренду Innocent. Сделать новую версию узнаваемой, премиальной, натуральной и «со знаком качества».
РЕШЕНИЕ Убедив клиента отказаться от копирования классики, STUDIOIN вместе с Be true разрабатывает для продукта индивидуальный дизайн бутылок. Огромные вложения оправданы: качество и премиальность, до недавнего времени передаваемые за счет мимикрии, как это делалось в 90-е, теперь транслируются с помощью фактурных этикеток с крашеной матовой фольгой, иконического логотипа и, опять-таки, индивидуальной формы.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ По сути, новый дизайн сделан по тем же лекалам, что и пресловутый Innocent Turner Duckworth: узнаваемая форма, узнаваемый логотип. Но теперь и в форме, и в логотипе узнается исключительно Be true.
Выбор редакции WTP
На зарядку!
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ОАО Новосибхлеб — крупнейшее хлебопекарное предприятие Сибири.
ЗАДАЧА Создать новый бренд детского овсяного печенья, способный конкурировать с импортными снэками.
РЕШЕНИЕ Арт-группа TWET предлагает дизайн, обращающийся напрямую и исключительно к детям. На кондитерской полке подобных проектов не найти, но если посмотреть на косвенных конкурентов — мороженое, крученые космические лакомства из прикассовой зоны и прочие детские first sugar aid kits — именно так они и выглядят: неаппетитно для взрослого, маняще для ребенка.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ Что бы ни говорила команда о посыле про пользу и натуральность, обращенном к родителям, на упаковке его не найдешь: даже на заднике нет оправдывающих снэк деталей или легенд про силу злаков. Однако неаппетитные на первый взгляд цвета мощно отстраивают продукт от кондитерской полки.
Помарк
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ООО Помарк — крупный региональный производитель колбасной продукции.
ЗАДАЧА Провести ребрендинг линейки недорогих колбас, показав качество, безопасность и демократичную цену продукта.
РЕШЕНИЕ Современное шрифтовое решение, опрятная верстка, приветливые цвета — вещи очевидно работающие, но совершенно не типичные для категории, — чем и пользуется агентство PUNK YOU BRANDS в отстройке Помарка.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ Бренд, до недавнего времени воплощавший основные отраслевые клише, с радостью меняет разнокалиберные вензеля на свежую типографику. По итогам ребрендинга ценник остается столь же скромным, а вот восприятие продукта однозначно изменилось. Будучи неравнодушны к жанру «маленький шаг для производителя — огромный скачок для отрасли», всецело приветствуем эксперимент «панков» и радуемся за алтайский рынок.
Братья Чебурашкины. Семейная ферма
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ Братья Чебурашкины — молочные культуртрегеры.
ЗАДАЧА Создать дизайн, идущий вразрез с визуальными решениями, характерными для «молочной» полки.
РЕШЕНИЕ Компания не скрывает, что уход от привычных категорийных решений — важнейшая часть стратегии: «Работа над дизайном заняла, пожалуй, не меньше времени, чем строительство завода. Братья Чебурашкины — это новая культура фермерства, это не просто бизнес или маленькая ферма, это новый формат, требующий свежего подхода в дизайне». Специально сконструированная «фестивальная» графика и умный минимализм, предложенные Бюро, — вещи абсолютно прикладные и в полной мере оправдывают ценник.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ В очередной раз делегировав визуальное аскетам Ermolaev Bureau, Чебурашкины не прогадали: только за минувший год это сотрудничество обеспечило бренду несколько премий, неизменное wow розничных сетей, любопытство потребителей и признание дизайн-сообщества.
387 Особая варка
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ Пивоваренная компания Efes Rus, входящая в четверку крупнейших игроков российского пивного рынка.
ЗАДАЧА Выпустить бренд, который вызовет доверие у поклонников крафтового пива как натуральный продукт маленькой региональной пивоварни.
РЕШЕНИЕ «Над дизайном этикетки производитель поработал грамотно. Настолько хорошо, что некоторые почему-то приняли выпуск нового «калужского» сорта за попытку сделать крафтовое пиво, хотя нигде об этом не было сказано ни одного слова. Этикетка и вправду оформлена нестандартно для пивгигантов. Крупные стильные шрифты на фронте, отлично подобранное сочетание цветовой гаммы бумаги с цветами шрифтов и пиктограммы, разъясняющие, что означают цифры в названии, — все это, действительно, не очень характерно для массовых производств», – пишут искушенные представители ЦА.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ Замешательство потребителей — невербальный комплимент Efes Russia, оперативно среагировавшему на тренд, и агентству Свое мнение, поспособствовавшему Калужской пивоварне в создании этой изумительной мимикрии.
О-о-очень большие сомнения по поводу успешных продаж многих данных «продуктов»:
С точки зрения дизайна (имхо) всё просто безукоризненно. Но продукты питания — все же особая тема. Ни в чем человек так не консервативен, как именно в этом — со своим желудком никто не склонен экспериментировать. А именно об этом «кричит» почти каждая упаковка из обзора: «Я — неожиданный эксперимент! Хочешь рискнуть — возьми меня!…»
Были, в основном, уже подобные попытки. Так понимаю, ничем хорошим не закончились… Или есть примеры прижившегося? («молодежные» дешевые сорта пива за рубежом — не в счёт)
Виктор, умный креатив, даже намного более экстремальный, чем в нашей подборке, в продуктах питания работает. Вспомните радикальные «Drova» в исполнении Runway Branding или «Село Зеленое» от Getbrand, первое крафтовое молоко на полках, — мало того, что выстрелили в свое время, войдя в десятку самых удачных бренд-стартапов по версии Forbes (http://www.forbes.ru/sobytiya-slideshow/kompanii/231327-reiting-forbes-10-samyh-udachnyh-rossiiskih-brendov-startapov/slideshow/5), так до сих пор не сдали позиций. Креатив на грани фола — безумная «Белочка. Я пришла!» — дважды бренд года в номинации «Алкогольные напитки» на Effie Russia, 32 миллиона проданных бутылок и дальнейшая уверенная экспансия (кейс даже вошел в учебную программу ряда вузов, включая ВШЭ и Санкт-Петербургский университет). Или, в конце концов, диковатые снэки «Чизер» Олега Бабича — ни много ни мало, продукт года в Белоруссии, где рынок, пожалуй, консервативнее российского. Желудок не боится, руки покупают :)
А кавычки в «продуктах», думается, все же лишние: все это вполне достойная и качественная пища)
Здравствуйте! :) Батл?!
«Drova» и «Белочка…»? Ну тут да, надо оговориться, что рынок алкоголя России — особая тоже тема, ЦА в принципе склонны к экспериментам…
«Село Зеленое»? А там всё ожидаемо и вполне традиционно (имхо), и выполнено действительно на очень высоком уровне.
«Чизер»? Не знаю, но явно «молодежный» вариант, предположу, что «к пиву»…
Но даже на рынке для подростков можно переборщить, к примеру — полностью проваленная компания «Скелетоны»…
Но речь ведь о чем идет:
Возьмем, к примеру, рыбные консервы «Доброфлот». Можно сколько угодно восхищаться креативностью и оригинальностью оформления; допускаю, что будут и победы в конкурсах и награды… Но(!) ни Вы, ни Ваша жена никогда не купят это в магазине! Возможно, это будет заметно на полке среди конкурентов, но покупать это не будут («что делают эти банки с краской на полке продуктов?», там грандиозный пролет в самом главном — в «образе»).
Уверен просто, что производитель сменит это оформление (если это пошло в тираж) очень скоро на «традиционное». Или разорится.
Вы плохо знаете нашу жену )
Краска — это, пожалуй, чересчур. Взгляните на всю линейку — не в причесанной визуализации, а на фото http://www.fishnotice.com/misc/preview.htm?/add_files/sajra_nat_dm_dbf_obrazana17.jpg или на интернет-витрине http://www.xn--90afwkbbltp.xn--p1ai/catalog.html — понятные, совсем не фестивальные банки. Размер, тара, печать — все без экспериментов.
Давайте вместе последим за кейсом «Доброфлота». Продукт уже вышел, дадим ему освоиться, через некоторое время вернемся к нему и допросим поизводителей с пристрастием — цифры, сети, вот это все.
Ok