Hattomonkey: финны из Новосибирска

  • 29 июля 2015

Со студией Hattomonkey у нас свои счеты. Ее первые дерзкие работы начали публиковать примерно тогда же, когда появился WTP. В авторах супергеройских коктейлей, вышитых молочных пакетов и кавайно-полосатых хлебцев сообщество готово было видеть японцев, финнов, но никак не русских, — да и сама студия, казалось, не спешит размахивать пропиской, довольная непредумышленной мистификацией. В то время WTP активно вскрывал новые русские имена, и нам казалось странным, что диковинная новосибирская команда остается непричастной к проекту.

Наша очная встреча произошла год назад, натурально, у подножия Везувия — на интенсиве Леонида Славина по визуальным коммуникациям в брендинге. Одним из заданий было символически изобразить работу и миссию What the Pack; Алексей и Света Курчины aka Hattomonkey попали точнее всех: две бутылки и писчее перо, образованное контрформой. После были лимончелло, и красное, и белое, и договоренность продолжить общение на родной земле, а еще через год мы встретились наконец в редакции WTP за бутылкой ламбруско.

Студия Hattomonkey

 

Инженер по рекламе и дизайну

— Я самый счастливый из всех дизайнеров и владельцев студий в мире. Вся бюрократия — договоры, согласование бюджетов и сроков — на Свете. Она говорит, когда начинать, когда заканчивать. Я только творю.

К работе мы относимся с любовью и уважением, в деталях дотошны. В офис приезжаем в шесть утра, иногда в полшестого. С этого времени и до половины двенадцатого у меня пик активности, могу работать без перерыва — просто прет, успеваю сделать огромное количество дел. А во второй половине дня уже занимаюсь вялотекущими проектами.

Делать для себя всегда гораздо сложнее, чем для клиента. У нас была масса идей названия для студии, и когда мозг в процессе уже несколько воспалился, родилась такая история: как шляпа делает из обезьяны человека, так и дизайн делает из продукта успешный товар. Всё дело в образе.

Наше название правильно не произносит никто. Поначалу даже думали, что мы финны, да и по звучанию мы напоминаем что-то скандинавское: hat — to — monkey.

Дизайн упаковки напитка

Дизайнеров у нас в городе выпускают буквально два учебных заведения: Новосибирская архитектурная академия и Новосибирский педагогический университет, на базе которого есть курс дизайна (в основном — классический рисунок). Я ни одно из них не оканчивал.

Сначала проучился полтора года в изостудии, куда силком отправил школьный учитель по рисованию, потом поступил на механико-технологический факультет НГТУ. То есть, на самом деле я инженер по металлообработке со специальностью «Реклама и дизайн» (насколько я знаю, ее на факультете больше нет, полагаю, мы были единственным потоком таких придурков). Собственно дизайну там отводился час в неделю, — скорее даже, это был вводный курс в творческое мышление, о том, что, дескать, думать надо по-другому. Оттуда я ушел в рекламный бизнес, в наружку. Начинал с клейки пленки и вырезания букв, рисовал вывески: «Обувь оптом», стрелка направо, 200 метров. Старался делать это с душой, используя все возможные технологии, за что меня ребята, которые занимались производством, очень не любили, — им приходилось работать с тонкими деталями.

Вскоре понял, что в Новосибирске мне ловить нечего. А в Москве к тому моменту уже пять лет жил друг, говорил, у меня есть все шансы устроиться. Я приехал, обошел несколько студий, включая Tomatdesign, который на тот момент существовал чуть больше месяца. Андрей (Тараканов, основатель Tomatdesign. — Прим. WTP) взглянул на мое портфолио и сразу решил, что я буду работать. Оставались формальности: понять, что я не псих и смогу влиться в коллектив.

Дизайн упаковки молока

Андрей хороший наставник и очень педантичен. А у меня это был слабый пунктик — хотел все делать быстро, не хватало терпения копаться в деталях. Несмотря на это, в Tomatdesign проработал около трех с половиной лет — было комфортно, мы оказались с Андреем на одной волне.

Позже мы со Светой решили вернуться в Новосибирск. А там мало дизайнерских компаний, в которых стоит работать, — проще создать собственное рабочее место. Крупных игроков здесь всего парочка, уровень дизайна в городе очень слабый, а местами — катастрофически слабый. Хотелось немного его поднять.

Первые зарубежные заказчики пришли через Behance, конечно. Плюс тендеры: работать по брифу с иностранными компаниями было интересно, брались за всё. В портфолио у нас выложена от силы половина — сказался кризис, множество проектов заморожено, а мы строго прописываем в договоре, что работы публикуются только после коммерческого запуска продукта.

Дизайн стаканов take-away

Проекты, кстати, воруют. Иногда прямо откровенно, не «по мотивам». Недавно британская студия стащила работу, которую мы делали для Elmika: хлебцы и отруби в узнаваемой полосатой пачке. Слегка изменили цвета, убрали наш лого, поставили логотип кофе. Я написал письмо, ответа не последовало, — ждем теперь, когда запустят сайт, чтобы поймать за руку.

Наши продукты — это что-то неосязаемое. Очень сложно объяснить, что человек получает, за что он платит деньги. Дизайнерская этика — это, прежде всего, об уважении к коллегам: мы не воруем иллюстрации, фотографии, шрифты, все по максимуму делаем сами или заказываем у внештатников — иллюстраторов, каллиграфов.

Дизайн упаковки отрубей Дизайн упаковки хлебцев

 

Никаких стажеров

Я уверен, что после окончания вуза нужно хотя бы три года отработать под руководством своего директора, прежде чем начинать собственные движения. И знание технологии здесь важно никак не меньше, чем умение сделать красивый дизайн. По моим наблюдениям, наши выпускники считают, что знаний, полученных в местных вузах, достаточно, чтоб выйти на работу. У них два-три квадратика в портфолио — и абсолютно отсутствует опыт работы с реальным клиентом. Они слышали об основных правилах композиции, цветоделения, но от реальности оторваны.

Через некоторое время после первых публикаций в книгах и блогах к нам начали обращаться разные издания с просьбой принять студентов на практику, однажды предложили группу аж из сорока человек. Нас это испугало: что им дать-то, этим студентам, как все организовать? Мы камерная студия, к тому же важно понимать, что мы в Новосибирске, откуда все валят. Возьмёшь студента, выучишь его, и он, поняв, что вырос и готов зарабатывать деньги, просто уедет в Москву. И то, что мы от него получим за время практики, на порядок ниже того, что вложим.

Дизайн упаковки соусов

Так мы поняли, что работать со стажерами не будем никогда. Это бессмысленно: мы просто не сможем дать человеку возможность развиваться с нуля. Нам нужен сотрудник, который умеет работать быстро и качественно, разбирается, опять-таки, во всех технологиях печати, потому что идей накидать могут все, а вот допилить проект до конца — задача посерьёзней.

 

Дизайн как фетиш

В современном потребительском брендинге меня ничего не бесит — я вообще спокойный человек. Мне разве что не близка эта тема с упрощением дизайна. Это было забавно лет семь-восемь назад, когда в качестве эксперимента бренды отказывались от крутых иллюстраций. Взять, например, известную работу студии R Design для Selfridges — private label, чёрный фон и разноцветной гельветикой — «Печенье», «Джем»… Чистенько, при этом здорово выделялось на полке. Сейчас это уже не интересно, но почему-то до сих пор ставится в коллекторы типа «Лучшая упаковка июля», и на наших ресурсах, и на иностранных. Пора искать что-то новое.

Дизайн упаковки воды

Вообще многие тренды изжили себя. Херитейдж, скажем, хорошо выглядит на мокапах — светлый фон, палочка диагональная, крафт, верёвочка — но если представить такой дизайн на полке обычного магазина, а не эко-бутика, где под упаковку подложат соломку, все потеряется. Взять, например, консервы Sunfeel: весело, забавно, но на фоне «Бондюэля» или «Зеленого Великана» их просто не видно.

То же случается с леттерингом. Зачастую он не имеет отношения к тому, что написано, какая энергетика у слова. Многие не понимают, что резонанс слова и его образа абсолютно необходим: только если все это совпадет, композиция зазвучит.

Леттеринг

Хороший дизайн для меня — удовольствие: покрутить в руках, порассматривать. Могу купить бутылку алкоголя чисто ради упаковки. Помню бутылку Chivas Regal в геральдическом стиле: столько деталей, так мелко, так аккуратно — можно весь день рассматривать. Такой вот у меня маленький фетиш.

Самое интересное — когда в брифе минимум рамок, когда важно впечатлить. Но мне и техническая работа нравится, которую обычно мало кто любит. Сидишь, копаешься.

У меня практически нет увлечений, кроме дизайна. Все свободное время сознательно уделяю творческим процессам.

Когда люди видят пятно от яблочного сока, я вижу яблочко.

Реклама винного бара

 

7 лучших Instagram-аккаунтов по каллиграфии и леттерингу по версии Hattomonkey

Так как каллиграфия меня интересует скорее в практических целях, в ленте Instagram у меня крен в конъюнктурную сторону. Хотя и экспериментальные и творческие проекты и авторы мне тоже очень интересны.

@sergeyshapiro — мой первый ориентир. Точен, матёр.

@yurigordon — мэтр!

@pokraslampas — Сеня молодец!

@itsaliving — люблю их стиль и работу с фактурами.

@bmddesign — обожаю их стиль на стыке каллиграфии и иллюстрации.

@calligritype, @type.gang — коллекторы. Их много разных, но у меня прописались эти два.

Брендинг кафе

Вам понравится


  1. Подать работу
  2. Расскажите нам о своем дизайне, и мы расскажем о нем миру
  3. Captcha
  4. Осмысленно заполненные поля повышают шанс на публикацию
    Сила в деталях - поделитесь ими!
 

cforms contact form by delicious:days

  1. Submit project
  2. Tell us about your design and we'll tell the world about it
  3. Captcha
  4. Meaningful filled form increases the chances of publication.
    Strength in details - share them!
 

cforms contact form by delicious:days