Эксклюзив: Симон Лалиберте, Канада
Серию эксклюзивных интервью на «What the pack?» продолжает молодой канадский дизайнер Симон Лалиберте. Портфолио Симона свидетельствует: для профессионального удовлетворения бывает достаточно ватмана, крафта и банки черной краски. Окончив UQAM — квебекский университет, где на факультете дизайна влюбляют в бумагу, — и поработав в большом агентстве, Лалиберте открыл собственное «бюро концепций», в штат которого пока ревниво не решается взять хотя бы одного дизайнера. Только ради интервью Симон отложил картон и полистал сайты соотечественников.
Фото bleublancrouge
Полагаю, люди замечают, что каждая моя упаковка будто бы говорит сама за себя — либо формой, либо дизайном. Но главное в моих проектах — юмор. Я отдаю себе отчет в том, что оригинальность хороша не для всех продуктов, но считаю, что в каждом случае надо стараться действовать настолько смело, насколько это вообще возможно. Хотя создание упаковки — это всегда работа в тандеме с клиентом, и если он с вами не на одной волне, приходится упрощать свои методы и умерять пыл.
Поскольку я работаю на себя — у меня собственное ателье «Atelier BangBang» — приходится выкладываться на всех стадиях проекта и заботиться обо всем самому, от формулировки идеи и развития концепций до планирования и бухгалтерии.
Большинство моих клиентов из Квебека, в основном это мелкий и средний бизнес. Как ни странно, за последний год появилось много запросов из Европы, преимущественно из Франции. Иногда они дают мне карт-бланш, иногда жаждут чувствовать себя полезными и участвовать в процессе создания проекта, иногда нечто среднее. Но между нами говоря, полная свобода действий дарит гибкость и всегда позволяет пойти дальше, чем в работе по спущенному сверху брифу.
У меня нет никаких специальных коммуникационных и риторических навыков, поэтому в работе с клиентом я просто выкладываю самые ценные знания, которыми обладаю. Пока такая тактика вполне успешна. Главное, чтобы клиент четко понимал, каково его позиционирование на рынке, — иначе моя работа не будет эффективной.
Основные вопросы, которые я задаю, прежде чем взяться за стилус, самые простые. Каким вы видите ваш бизнес в ближайшие 2—5 лет? Каковы ваши бизнес-цели в кратко- и среднесрочной перспективе? Кто ваши главные конкуренты? И в чем, на ваш взгляд, ваше отличие от них?
Потребитель невероятно восприимчив к знакомым элементам в дизайне продукта: в каких он выпускается цветах, какой у него логотип, форма, размеры. В момент, когда компания меняет один из аспектов, клиент теряет ориентир. Увы, умение облегчить для клиента адаптационный период приходит только с опытом.
Cоздание упаковки — это всегда работа в тандеме с клиентом, и если он с вами не на одной волне, приходится упрощать свои методы и умерять пыл.
К сожалению, канадский упаковочный дизайн все еще слишком консервативен, как мне кажется, хотя на рынке он все же выделяется. На дерзости решаются очень немногие агентства — притом, что воспитывать клиента, предлагая выделяющиеся из массы решения, — по-моему, святая обязанность дизайнера. В настоящий момент самый яркий тренд на канадском рынке — эко-упаковка, и в ближайшие годы он никуда не денется. А вот компаний, которые специализировались бы на упаковке, у нас крайне мало. Впрочем, я думаю, сейчас разумнее быть универсальными в плане дизайна.
Можно сказать с уверенностью, что UQAM выпускает отличных молодых дизайнеров, большинство оканчивает университет с весьма внушительным профессиональным багажом. Я ужа полтора года как не студент, но до сих пор поддерживаю с большинством из преподавателей тесный контакт.
Дизайн упаковки в UQAM — это специальный учебный модуль, отдельного упаковочного факультета у нас нет. Причем существует обязательный курс для всех учащихся — и еще дополнительные необязательные курсы для тех, кто хотел бы развивать навыки дальше. Один из наших преподавателей, Сильвен Аллар (автор блога Packaging UQAM, обозревающего инновационные студенческие концепты — прим. WTP), сейчас пытается запустить еще одну программу, которая позволила бы неравнодушным к упаковке молодым дизайнерам поработать над экспериментальными проектами и кейсами для международных конкурсов. Не в курсе, что предлагают другие канадские вузы, но как выпускник Квебекского университета могу сказать, что здесь упаковке уделяют все больше и больше внимания.
Мне нравится упаковка, которая вызывает сильные эмоции. Которая очаровывает, заставляет смеяться, шокирует. Если при взгляде на упаковку вы ничего не чувствуете внутри, соблазн купить продукт будет значительно меньше — даже если сам продукт вам нравится. Я еще никогда не брался за коммерческий промышленный дизайн, но работая над собственными концептами я понял, насколько важны функциональность и эргономика, насколько важно сделать объект — и, конечно, его упаковку — соблазнительным.
В нашей сфере жизненно важно быть в курсе того, что вообще происходит в мире, какие крутые вещи создаются ежегодно. Это вдохновение позволяет раздвигать границы собственных возможностей. В российских упаковочных проектах, например, я замечаю некоторую беспримерную смелость. И в форме, и в визуальном оформлении очень заметно, как много значения вы придаете дизайну упаковки.
Бонус: 12 лучших агентств с канадской пропиской
Титулованный «Brandever» — пожалуй, наиболее известный канадский дизайн-персонаж, лучше всех обжившийся на мировых площадках. Первое правило агентства: маркетинг — это философия. Второе правило агентства: бренды должны быть с характером. Узнаваемый, крепкий, выпуклый характер проектов «Brandever» бросается в глаза в иллюстрациях, и подтверждает себя во множестве поначалу скрытых деталей. Один из элементов «Jealous Fruits» — расписной банан — в свое время был позаимствован и переосмыслен издателями пентавордовской «The Package design book».
«Town Hall» — результат слияния двух творческих групп, «Coletta & Associates» и «Andrew von Rosen Creative». Пятеро смелых и опытных занимаются стратегическим планированием, брендингом и сторителлингом — причем к каждому проекту прикладываются все три линзы. Больше всего удовольствия команде приносит дизайн вина, что буквально читается в любовной графике.
Команду частного брендингового агентства «lg2 boutique» составляют преимущественно девушки — отсюда, должно быть, такая изысканная атрибуция. Силами двух филиалов, в Монреале и Квебеке, запущено 80 успешных редизайнов и завоевано более сотни премий. Помимо упаковки и брендинговых услуг бутик занимается дизайном торговых пространств и разнообразной рекламой.
За 25 лет на рынке «Dossier» успело поработать с сотней клиентов, включая признанный крупняк. Сейчас агентство затаилось, готовясь к кадровой и стратегической трансформации, но обещает со дня на день поднять занавес.
Маркетинговое агентство «HONEY Design» начинало в 1989 году с брендинга в бизнес-секторе и прошло суровую школу идентичности страховых агентств, банков и технологических компаний, прежде чем переключиться на аппетитный FMCG.
«Desève» — ни разу не дизайн-студия, а команда задумчивых фермеров, которые уже много-много лет доят деревья в уединенных лесах Аппалачи. При взгляде на фирменную упаковку кленового сиропа и кленового же и березового соков становится понятно, что избежать упоминания «Desève» в обзоре канадского дизайна невозможно.
«Straydog» отличается пытливым и азартным подходом к делу: библиотека нескучных исследовательских статей пополняется никак не реже, чем портфолио.
«Limelight» возделывает PR, брендинг и диджитал как области, в которых можно не только рассказывать сильные истории, но и преобразовывать их в нечто осязаемое. На протяжении всех тридцати лет работы в каждом проекте ставят на стратегический дизайн, даже если цель клиента — просто поднять трафик на сайте. Упаковку «Limelight» распробовали совсем недавно, и судя по всему, останавливаться не собираются.
Подкупающее кокетство «Subplot»: мы работаем не ради наград, но они, тем не менее, у нас есть — сами не знаем, как так вышло. Под девизом «дистиллированный креатив и никакой бюрократии» агентство берется даже за дизайн почтовых марок — в них, как и в упаковочных проектах заметно, до чего неравнодушны «Subplot» к зверью.
Противники брендинга ради брендинга, «Karacters Design Group» не берутся за проект, пока не убедятся, что клиент дышит собственным бизнесом, — в противном случае всей командой помогают ему вдохновиться продуктом. Дизайн спасет мир, пойдем обсудим это за обедом, — как бы говорят нам «Karacters».
Едва ли не на самом старте в 1999 году «Rethink» разработали собственный бренд-инструментарий, которым с виртуозностью пользуются до сих пор как в промдизайне и социальных проектах, так и в брендинге.
Есть подозрение, что «Hired Guns Creative» не дает покоя слава «Stranger & Stranger» — ну и да будет стыдно тому, кто об этом подумает.
There are no comments
Add yours